Есть слово, и есть Слово. Большинство пушкинских творений написаны Словом. Почти вся русская советская поэзия написана словами. Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище. Усреднённый Поэт начала 21-го века кое-как рифмует пустоты. Поэтической критики нет и в помине. Всё это кричащие симптомы духовного оскудения России, что Время, которое движется только на зов будущего, к идеалу, уже четверть века, как впало в пошлое коловращение, и это может закончиться вполне возможной гибелью русской цивилизации. Оживить Россию смогут только революционные преобразования, но им, как правило, предшествует духовный подъём в обществе, вызванный мощным посылом будущего, который способствует появлению поэта-предвестника неизбежного и оздоровляющего народ катаклизма. Но что это за поэт? Откуда он почерпнёт силы для возлёта, когда ему явится Слово пророческого звучания и смысла, подобное по мощи и красоте Слову пушкинского «Пророка? Да и возможно ли такое чудо сегодня?.. Человек создан Словом по образу и подобию Божию. Следовательно, каждый из людей имеет в себе частичку этого Слова, и она есть не что иное, как его Душа. Но она ешё и мысль, и красота, то есть поэзия, которая возникает в Поэте по счастливому сосредоточению в нём частички животворящего Слова. И сам он в момент творческого озарения становится совершенным органом, который транслирует божественную речь, облекая её при этом в стихотворную форму. Частичка Слова Божьего пробуждается в Поэте далеко не сразу с его рождением. Для того, чтобы она ожила и обрела способность к самонасыщению поэтическим веществом, Поэт должен образовать себя знанием классики, родного языка, истории, пылать негасимой любовью к Правде и Красоте и жить в своём народе. Последнее жизненно важно, поскольку поэт не может существовать вне пространства своего народа. Конечно, он может писать стихи, но они никогда не станут подлинной поэзией, ибо всё в них безжизненно и заёмно, потому что вышло не из души коренного народа, а из головы, пусть даже талантливого, стихотворца иной культуры. Когда же в Поэте произойдёт достаточное накопление поэтического вещества, которое следует понимать как особое состояние Души, объятой пламенем благодатного огня Слова, то рождается Поэзия – самая своевольная стихия Духа, где переплетены Божественное и человеческое, иррациональное и рациональное. И всё это, от стихозачатия до явления законченного стихотворения, есть целостный процесс, который невозможно подвергнуть точному анализу, но можно попытаться описать его в виде схематичного наброска. Для этого надо согласиться с тем, что невозможно написать стихотворения уровня русского классика путём даже самого тщательного подбора слов. И дело тут не в том, что ЭВМ не совладеет с этой задачей. Она её решит только в том случае, если у неё самой возникнет Душа. Только она способна побудить к действию частичку Слова, чьи творческие возможности несоизмеримо больше и разнообразнее человеческих, сделать подсказку истомлённому безмолвием Поэту всего лишь одной строкой, чтобы он подхватил её и развил дарованную ему поэтическую мысль до логического завершения форме стихотворения или поэмы. В другом, более редком случае, стихотворение может явиться как свиток, который разворачивается строка за строкой, только успевай записывать. Поэт, пламенея восторгом, спешит сохранить дарованный ему шедевр, в эти мгновения его нельзя ни в коем случае отвлекать, но если это случится, то могут пройти годы, прежде чем Слово сжалится над ним и продиктует недописанные строчки. И это обстоятельство убеждает в том, что Слово первично по отношению к мысли Поэта, оно уже всегда существовало в том виде, каком необходимо для данной строки и художественного произведения в целом и было вызвано к поэтической жизни силой неведомых обстоятельств. Конечно, поэзия возникает в результате соединении Слова и Поэта, но кто из них играет ведущую роль решить трудно тому, кто в этом процессе не задействован. Поэт же всегда скажет, что его лучшие стихи возникли сами собой, а он их просто записал под чью-то диктовку. «… Но для народа своего В душе всегда имею слово. Оно всегда взойти готово, Хоть я не сеял ничего. Был занят этим русский гений, Соратник пушкинских прозрений, А я лишь вымолвлю его». («Как хорошо, что жизнь прошла») Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Суряк
Не о поэзии,но рядом.Откуда взяться слову? Даже в техническом плане.Раньше любая семья в селе выписывала 2-3 газеты (районку по любому)1-2 журнала (некоторые больше) и не для галочки- а читали семьей.И взрослые и дети.Сельскую библиотеку постоянно посещало примерно треть-четверть взрослого населения села, школяров в 2-3 раза больше. Ждали в очереди на редкую книгу.Иным удалось получить подписку. Пользовалась популярностью подборка “Толстых” литературных журналов “Новый мир”,”Нева”,” Октябрь”и др.” “средних” условно -“Молодая гвардия”,”Уральский следопыт”,”Сельская молодёжь” с приложением “Подвиг”. Выписывали “Смену” суперпопулярный “Огонёк”,”Работницу”,”Крокодил” и “Крестьянку”, малышам “Мурзилку”,”Костёр”,”Пионер”.То есть независимо от симпатий к изданию,благодаря семье, человек все равно читал с детства.Слово сопровождало его постоянно.В дальнейшем кто то терял интерес к книгам,кто оставался верен привязанности. Но фундамент уважения к слову был уже заложен в детстве и юности.
Настоящая ситуация со словом совсем не радужная, и больше соответствует печальной действительности.
Резко сократились тиражи издательств, стали мизерными тиражи толстых журналов, навсегда пропали из киосков печати журналы типа “Сельская молодежь” и “Роман-газета” заменились на дорогую глянцевую макулатуру с полуобнажёнными дивами.
Сократились штаты городских и районных газет раза в три -четыре, закрылись заводские газеты, как и сами заводы.70-80 процентов населения перестали покупать книги, вообще выписывать газеты. Дети вырастают практически без книг.Слово проходит мимо них.Соответственно в умах и речах ориентир на криминальную субкультуру. Оправдание-“Не мы такие, жизнь такая…” Ну дальше по ниспадающей “…со всеми остановками”. Ни книгам, ни тем более слову, которое бы помогло в какой-то ситуации выстоять человеку, в настоящей жизни так и не нашлось места.А тем временем, как сегодня написали в одной обзорной областной статье в регионе с советских времён вместо 2500 журналистов осталось 500.С писателями ситуация аналогичная,и чем то напоминает упомянутый прием в союз писателей новых членов. Для которых писательство-хобби и за это “их там не расстреляют”.Куда, кому, и какое слово они понесут в “массы”, это ещё очень большой вопрос.Я не спец по поэзии и высокому слову, которое в России видимо стало не выгодным как невостребованный обывателем коммерческий товар,а возможно ещё и опасным для его носителя.