Выступление губернатора с инвестиционным посланием прошло 19 января в отеле “Хилтон”. Глава региона изложил основные параметры инвестиционной политики области на 2017 год.

Цитируем полный текст выступления:
 Уважаемые дамы и господа, партнеры и будущие партнеры!

Коллеги!

Всегда задаю вопрос: почему некоторые регионы смогли приспособиться к переменам, а некоторые так и не смогли сделать эти перемены источником развития?

Посмотрите на мировой опыт. Успешные регионы имеют много общего: ярко мыслящих креативных людей, множество общественных и творческих организаций, ясные социально-экономические и политические цели.

В них широко распространено лидерство. Это проявляется в смелых общественных инициативах и начинаниях, в рискованных частных инвестициях, в сетях, образующих плотную ткань взаимосвязанных коммерческих и общественно полезных проектов.

Но! Особо хочу подчеркнуть! Это мировая практика! Ключевым фактором, позволившим достойно реагировать на перемены, стало понимание вопросов образования, культуры и бизнеса, которые выражают ценности и формируют идентичность.

Сегодня мы нашли ответ на Главный вопрос в проекте «Креативный регион» – способны ли мы изменить образ мыслей людей и организаций, и если да, то как?».

Основной ответ лежит в особом творческом и бизнес климате.

Говоря о задачах и планах на 2017 год, мы должны хорошо знать о 6 потрясениях, которые влияют на мировую экономику, а значит, и на нас.

1 шок – это демография (к 2054 году на Земле будет жить 9 млрд. человек);

2 шок – изменения в худшую сторону политической ситуации;

3 шок – это информационные технологии и развитие Интернета;

4 шок – близкий конец ископаемых ресурсов;

5 шок – крайне хрупкие экономические отношения;

6 шок – появление «зелёной» экономики в связи с глобальным потеплением.

Именно поэтому, вглядываясь в 2017 и последующие годы, мы должны строго руководствоваться Базовыми Ценностями и Формулой Успеха нашего региона, понимая важнейшие задачи современного этапа развития.

Какие они?

– мы признаем привлечение инвестиций главным инструментом развития;

– для нас в равной степени важны как российские, так и иностранные инвестиции;

– мы неукоснительно соблюдаем право инвестора на свободный выбор партнеров;

– мы гарантируем, что инвестор будет освобожден от всех затрат, не связанных с реализацией проекта;

– мы создаем необходимые условия для обеспечения высококвалифицированными кадрами;

– мы формируем комфортную среду проживания, учебы, работы и инвестору, и его семье.

Наши базовые ценности в работе с инвестором просты и понятны.

Первая из них – наша грамотная управленческая команда и наличие ярких Историй успеха инвестиций.

Вторая базовая ценность – знание лучших практик и открытость ко всему новому.

Третья – это стабильность политического курса и взаимное доверие, которого мы добивались на протяжении 12 лет, которым гордимся и дорожим.

Четвертая – это передовое законодательство, в том числе направленное на защиту инвестиций через дополнительные гарантии и компенсации в случае ухудшения первоначальных условий реализации проектов.

Мы предоставляем инвесторам налоговые льготы сроком до 15 лет, а на территории ПОЭЗ – сроком на 49 лет. Кроме того, из областного бюджета мы предоставляем инвесторам ряд субсидий, что даёт возможность экономии более 30% инвестиций. Согласитесь, условия весьма заманчивые, объективно – лучшие в России.

Сегодня наша Формула Успеха имеет название «Опережающее развитие» и состоит из 12 «И»:

Институты;

Инвестиции;

Инфраструктура;

Инновации;

Интеллект;

Интернационализация;

Интеграция;

Интенсификация;

Интерактивность;

Идентичность;

Индустриализация;

Импортозамещение.

И Формула Успеха, и Базовые ценности позволяют нам успешно решать основные проблемы, которые волнуют наших партнёров, такие как:

– бюрократические процедуры и волокита;

– коррупция;

– неразвитая инфраструктура;

– таможенные процедуры;

– сертификация;

– среда проживания и многие другие.

Напомню слова Владимира Владимировича Путина: «Создание комфортных условий для бизнеса – это одно из ключевых условий обеспечения устойчивого роста, стабильного развития экономики и социальной сферы». Эти слова должны стать для нас профессиональным и жизненным девизом. 

Как результат, условия для развития бизнеса в нашем субъекте остаются стабильными более 5 последних лет. Все это время мы не принимали никаких новых решений, ухудшающих условия для ведения бизнеса. В 2016 году обеспечили закрепление этого принципа в нормативной базе всех муниципальных образований.

Более того, мы ежегодно совершенствуем и развиваем систему работы по поддержке бизнеса, привлечению и сопровождению инвесторов, дополняем ее новыми элементами.

Мы привыкли видеть себя среди регионов с лучшим в стране деловым климатом. Находимся в лидерской группе «А» регионов-участников Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на протяжении последних 3-х лет (именно столько и проводится сам рейтинг).

Коллеги! Обращаюсь к представителям всех уровней власти, работающих в регионе: Мы с вами неоднократно говорили друг другу: чтобы остаться в лидерах, нам нельзя снижать темпов! Что конкуренция постоянно усиливается!

В 2017 году мы обязаны сделать новые практические шаги. Главной для нас станет работа по 12 моделям, представленным на Государственном Совете в ноябре 2016 года. Для этого у нас в регионе уже создан проектный офис. Работа офиса будет идти по направлениям, предложенных в целевых моделях. 

Что такое эти 12 целевых моделей? Это лучшие практики со всей России по 12 направлениям. Это чёткое понимание количественных результатов, которые мы должны достичь, и барьеров, которые нужно преодолеть. Напомню, что Владимир Владимирович Путин дал срок регионам – к концу текущего, 2017 года, привести региональные практики к лучшим образцам.

Отрадно, что в основу трёх из этих моделей, так или иначе, лёг опыт именно Ульяновской области. Это 1)организация контрольно-надзорной деятельности, 2)технологическое присоединение к электросетям и 3)работа по привлечению инвесторов.

В то же время, даже по этим направлениям мы должны двигаться вперед. Наша цель – по итогам 2017 года по максимуму соответствовать лучшим практикам.

Что мы должны сделать по каждому конкретному направлению? Большинство моделей содержит множество показателей, на которые мы должны выйти. Я в качестве примера приведу только самые проблемные из них по каждой модели.

Первая модель. Получение разрешения на строительство и территориальное планирование. Необходимо сократить сроки прохождения экспертизы (с 60 до 45 дней) и градостроительного плана земельного участка (с 28 до 25 дней).

Вторая модель. Государственный кадастровый учёт. Наиболее проблемный показатель для нас – срок подготовки межевого плана. Необходимо сократить его с 18 до 10 дней, почти в два раза. На 10 дней (с 33 до 23-х) должны быть сокращены сроки анализа территории.

Третья. Государственная регистрация прав. За 2016 год время регистрации прав собственности было снижено с 16 до 10 дней и здесь наши показатели соответствуют лучшим практикам. Задача на 2017 год – повысить качество работы с Росреестром через наши МФЦ – на сегодня бизнес признает не комфортность работы напрямую с Росреестром;

Четвертая модель. Технологическое присоединение к электрическим сетям. Наши практики признаны в числе лучших по стране. На них ориентируются другие субъекты Российской Федерации. Однако есть и что улучшить – сроки оформления техприсоединения должны сократиться в три раза – с 30 до 10 дней.

Пятая модель. Технологическое присоединение к сетям газоснабжения. Весь процесс необходимо ограничить 135 днями, в том числе обеспечить удобство подачи заявки с использованием электронных технологий, оптимизировать договорные процедуры, сформировать нормативную базу обеспечения облегчённого режима для создания и размещения объектов газоснабжения.

Шестая модель. Подключение к инфраструктуре теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Здесь мы должны «сдерживать» процедуру непосредственного заключения договора в пределах 40 дней, обеспечить информационную прозрачность всех сопутствующих процедур и автоматизировать процессы расчёта платы за подключение.

Седьмая. Организация контрольно-надзорной деятельности. По этой линии мы являемся практически пионерами в России. В 2015 и 2016 гг. проведена большая основополагающая работа по внедрению риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности. 

– Сформированы и сделаны публичными реестры 1) функций и полномочий всех контрольно-надзорных органов, действующих на территории области, 2) требований к объектам контроля. Выявлены дублирующие полномочия органов надзора и перечень избыточных требований, предъявляемых при проверках.

– Завершена работа по определению профилей рисков по всем контрольно-надзорным полномочиям. Сегодня понятно, какие организации и по каким критериям находятся в рисковой зоне с точки зрения нарушений, а кого можно и не проверять.

Внесены изменения в региональный Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят дифференцированную ответственность за правонарушения, совершаемые впервые и повторно в сфере благоустройства, охраны окружающей среды и природопользования на территории региона (размещение мусора, бытовых и промышленных отходов в неустановленных местах и ряд других).

Отрадно, что ряд региональных органов контроля уже перенастроили свою работу с карательного принципа на предупредительный. Как минимум на четверть снизилось количество незапланированных проверок, а плановых – почти на 90%.

И уже в этом году только по одному виду нарушений, в частности по составам контролируемым Административно-технической инспекцией одного только г.Ульяновска, оказалось собрано штрафов с предпринимателей в 5 раз меньше, чем годом ранее. То есть, в 5 раз больше денег осталось в обороте у бизнеса, и они будут работать на развитие экономики.  

Задача на 2017 год – расширить число видов контроля, которые ведутся по риск-ориентированной модели.

Восьмая модель. Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что закон Ульяновской области, регулирующий инвестиционную деятельность на территории региона, считается одним из лучших, нам предстоит внести в него ряд изменений. В частности – включить в закон описание всех мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

Девятая. Эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Для полного соответствия целевой модели мы должны скорректировать систему КПЭ (ключевых показателей эффективности) Корпорации Развития Ульяновской области, а также повысить эффективность взаимодействия Корпорации с федеральными институтами развития.

Десятая модель. Качество инвестиционного портала. Необходимо решить вопрос создания и полноценного функционирования самостоятельного инвестиционного портала Ульяновской области – не на базе сайта Корпорации развития или портала органов власти. Инвестиционный портал должен быть наполнен всей необходимой для инвестора информацией – об инфраструктуре, мерах господдержки, контактных данных организаций, задействованных в инвестиционном процессе.

Одиннадцатая модель. Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства региона.

Наша открытость и диалог с бизнесом – это главный принцип, которого мы придерживались все эти годы. Этому подходу мы никогда не изменяли. Более того, постоянно совершенствовали его, формируя и используя все новые и новые инструменты для выстраивания прямого диалога с инвесторами: правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, недели предпринимательских инициатив. Наладили диалог с бизнес-объединениями: Опорой, РСПП, ТПП.

В 2017 году нам предстоит переформатировать работу Совета по инвестициям Ульяновской области, наделить его полномочиями по рассмотрению проектов нормативных правовых актов, а также действующих документов, влияющих на инвестиционную деятельность.

Еще один новый канал обратной связи, который мы будем использовать – общение с инвесторами в формате бизнес-завтрака. Мы будем собирать и иностранных, и российских инвесторов, крупный и малый бизнес. При этом мы намерены не ограничиваться задачей сопровождения инвесторов периодом ввода построенного проекта в эксплуатацию, но и продолжать ее и после начала производства. В числе вопросов, которые мы готовы решать (и решаем) – вопросы налаживания производственной кооперации, заключение специальных инвестиционных контрактов, поддержка выхода на экспортные рынки.

Двенадцатая модель. Система мер по стимулированию развития малого предпринимательства. 2017 год – это Год предпринимателя. Это еще одно обстоятельство, которое должно стать стимулом для нас к работе по данному направлению.

С точки зрения объема предстоящей работы – это самое большое направление деятельности. Девять самостоятельных комплексных задач, среди которых:

– финансовая, имущественная и инфраструктурная поддержка бизнеса,

– развитие сельхозкооперации,

– наличие льготных налоговых режимов и стимулирование спроса на продукция малого бизнеса,

– развитие системы «одного окна».

Со своей стороны, мы расширили этот перечень, добавив 5 региональных задач:

– поддержка экспорта,

– популяризация предпринимательства и вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность,

– упрощение условий ведения бизнеса,

– наш проект «тайный инвестор» (исследование комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов для бизнеса),

– продвижение продукции Ульяновских предприятий на национальные и международные рынки

Так как именно эти 15 направлений работы являются главной составляющей нашего приоритетного проекта – Региональная предпринимательская инициатива, остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Начну с развития инфраструктуры для бизнеса.

Во-первых, мы продолжим развивать наши основные действующие точки роста: индустриальные парки, ОЭЗ. Этот подход доказал свою эффективность.

В рамках проекта ОЭЗ Ульяновск, управление которой передано в 2016 году с федерального на региональный уровень, продолжится строительство собственного индустриального парка особой экономической зоны, рассчитанного на 20 инвесторов в таких отраслях, как авиастроение и техническое обслуживание авиатехники, электроника и приборостроение, производство композиционных материалов, энергетика и машиностроение.

Напомню, что главными результатами 2016 года для ОЭЗ «Ульяновск» стали введение в эксплуатацию всего комплекса 1-й очереди объектов инфраструктуры ОЭЗ и формирование прилегающей к ней территории. Это дало возможность определить перечень земельных участков с целью применения к ним статуса прилегающей к ОЭЗ территории.

Новые инфраструктурные объекты будут введены и в границах индустриального парка «Заволжье». Сегодня здесь реализуются 26 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций порядка 46 млрд. рублей. В 2016 году по конкурсной заявке, подготовленной Корпорацией развития Ульяновской области, Правительство России выделило нам порядка 460 миллионов рублей государственных субсидий на возмещение затрат по созданию индустриальных парков. Это позволит нам в 2017 году продолжить возведение инженерных объектов парка.

В Ульяновске мы также будем работать с действующим парком на территории УАЗа и новым – на территории «УЗТС».

Большие изменения ждут Димитровград.

1) Начат принципиально важный для развития региона проект –создания индустриального парка (ИП «Димитровград»). Уже подготовлен проект планировки и межевания территории парка. В марте 2017 года начинается формирование 1-й очереди парка. На развитие получены первые средства от Фонда развития моногородов. Привлечен якорный инвестор – НТЦ «Эльбрус» (Москва), с которым подписано соглашение о намерениях по строительству инновационного производства химических волокон на сумму 60 миллиардов рублей, в рамках которого предполагается создать до полутора тысяч новых рабочих мест.

2) В рамках развития частного индустриального парка «ДААЗ» привлечен инвестор – компания «Икар» (Россия) с проектом локализации производства рулевых колес и автокомпонентов (объем инвестиций 400 млн рублей, 350 новых рабочих мест). Его основная реализация также намечена на 2017 год.

3) Кроме этого, в декабре ушедшего года мы подали заявку в Минэкономразвития России на создание в моногороде Димитровграде территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Если мы пройдём отбор, то сможем сформировать на территории Димитровграда привлекательный налоговый режим для предприятий, готовых войти в программу развития ТОСЭР:

– по налогу на прибыль – нулевая налоговая ставка, подлежащая зачислению в областной бюджет на первые пять лет и в размере 10 % – в течение последующих пяти лет,

– по налогу на имущество организаций – нулевая налоговая ставки в течение пяти лет,

– по транспортному налогу – освобождение от уплаты налога в течение пяти лет.

Продолжим формирование муниципальных индустриальных парков: «Инза», «Новоспасское», «Красный гуляй» и «Новоульяновск», а также агрологистического парка «Дега-Ульяновск». Новые парки начнем формировать в Тереньге (промышленность строительных материалов) и Чердаклах (сельское хозяйство).

Мы приглашаем и российских и иностранных инвесторов, представителей малого и среднего бизнеса в наши индустриальные парки.

Во-вторых, особое внимание уделим инфраструктуре и мерам финансовой поддержки бизнеса. При этом ориентироваться мы будем в значительной степени на поддержку тех, кто производит, а не только продает. Инструментов здесь несколько. Это Региональный фонд развития промышленности (РФРП), Региональная лизинговая компания, Фонд развития и финансирования предпринимательства, Региональный гарантийный фонд.

Использование перечисленных инструментов позволило напрямую инвестировать в экономику области за 2016 год более 650 млн.руб. Сумма привлеченных кредитных средств составила более 27 млрд.рублей.

Задача на текущий год – не только сохранить, но и увеличить объёмы финансирования.

Для этого за счёт дополнительных доходов в течении года увеличим бюджет Регионального фонда промышленности со 100 до 200 млн.рублей. Напомню, что к 2020 г. капитализация Фонда должна достигнуть 1 млрд. руб. При этом сумма займа промышленным предприятиям на одного заемщика увеличится до 30 млн. руб. Это даст возможность привлечь софинансирование Федерального Фонда развития промышленности в размере до 230 млн. руб.

Кроме того, со следующего года мы входим в федеральную программу создания и развития межрегиональных лизинговых центров для бизнеса. Этот проект будет реализовываться всего в 8 регионах страны. И один из них, мы надеемся, будет в Ульяновске. Это даст нам возможность направить почти 1,5 млрд. рублей на финансирование лизинга оборудования для наших предпринимателей.

Еще одно решение, которое мы готовы реализовать – создать фонд финансирования агропромышленных предприятий на базе Фонда развития и финансирования предпринимательства.

Сохранится также механизм предоставление гарантийной поддержки малому и среднему бизнесу и микрофинансирования проектов.

В-третьих, сконцентрируемся на поддержке экспорта. Ульяновская область является одним из лидеров по темпам роста объёмов экспортируемой продукции. Мы видим высокую готовность регионального бизнеса к выходу на внешние рынки.

Конкурентоспособная экономика бывает только тогда, когда продукция предприятий пользуется спросом на мировом рынке. Нам нужны именно компании, способные встраиваться в глобальные цепочки. Они у нас есть, такие как КТЦ «Металлоконструкция», Инзенский ДОЗ, «Александрийские двери», ООО «Призма» (получившее статус официального поставщика Мерседеса), НПО «Сосны».

Но таких компаний – «национальных чемпионов» должно быть намного больше. И это задача, которую мы возлагаем на Ассоциацию Ульяновского бизнеса и областной Центр поддержки экспорта. Замечу, что в рейтинге Российского экспортного центра по итогам 2016 года наш региональный Центр занял 5 место среди всех организаций инфраструктуры поддержки в России.

При содействии Центра (в том числе финансовом) в 2016 году 19 субъектов малого и среднего предпринимательства области заключили 28 экспортных контрактов на общую сумму свыше 300 000 долларов США. 11 субъектов малого и среднего предпринимательства Ульяновской области при этом экспортировали впервые. Партнерами ульяновских компаний стали 28 иностранных компаний из 14 стран мира

В 2017 году количество экспортных контрактов должно превысить цифру в 30. А их сумма увеличиться до 350 000 долларов.

В-четвертых, в конце 2016 года начал работу многофункциональный центр услуг для бизнеса, где наши бизнесмены могут получить широчайший спектр услуг – как оформить необходимые документы, так и получить консультацию по интересующим вопросам.

В 2017 году реализация проекта продолжится: в ноябре 2017 года будет отрыт новый бизнес-офис МФЦБ из 5 окон в Димитровграде по адресу: ул. 3 Интернационала, 88. Заявка на софинансирование проекта за счет федеральных средств поддержана комиссией Министерства экономического развития РФ 16.01.2017 в числе 16-ти заявок (из 47 поданных). Услугами нового бизнес-офиса в Димитровграде воспользуются более 500 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме этого в 2017 году мы планируем решить вопрос перевода всех государственных услуг, осуществляемых региональными органами власти, в электронный вид.

По завершении этой работы будут сформированы необходимые методические материалы для информатизации муниципальных услуг.

Коллеги! Работа по моделям уже идёт. Сформированы проектные группы по каждому направлению, сопредседателями в которых стали чиновники и бизнесмены.

Разработаны проекты дорожных карт по внедрению всех 12 моделей. В соответствии с поручением Президента они должны быть полностью готовы до 01 марта 2017 года. Однако я попрошу всех ускориться. Нам надо не просто соблюсти требования, прописанные в целевых моделях, а действительно качественно улучшить деловую среду. Это невозможно без детального обсуждения мероприятий с предпринимательским сообществом. Поэтому контрольный срок для всех карт – 01 февраля.  

В связи с этим, ко всем присутствующим здесь членам Правительства я обращаюсь с просьбой: взять вопрос с подготовкой дорожных карт по каждой из целевых моделей под особый, довольно жёсткий контроль. А членов Совета по инвестициям приглашаю принять участие в работе проектных групп. Мы будет вам очень признательны за конструктивные предложения по улучшению нашей работы по обеспечению благоприятного делового климата.

Уважаемые коллеги! Хотел бы остановиться еще на нескольких важных задачах.

Первое. Работа по поиску и привлечению инвесторов должна осуществляться с учётом нашего главного проекта развития: региональной технологической инициативы.

Симбирский-Ульяновский регион, находясь в центре России, являет собой маленькое российское чудо. На нашей относительно небольшой территории родилось огромное множество талантов.

И список этот не ограничивается писателями, поэтами и художниками Аксаковым и Давыдовым, Гончаровым и Языковым, Минаевым, Пластовым.

Наш край – это сокровищница научных и технологических знаний. Земляк Николай Алексеевич Рынин – один из первых создателей русской авиационной школы. Ефима Ефграфовича Горина называют «отцом» мирового телевидения. У нас начинал свой изобретательский путь будущий академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Родился знаменитый офтальмолог Владимир Петрович Филатов.

Наши земляки расширяли знания о мире. Это Модест Николаевич Богданов – основоположник русской зоологической популярной литературы. Географ Александр Александрович Половинкин. Исследователь Арктики – академик Алексей Фёдорович Трёшников.

Симбирская губерния и Ульяновская область дали России великих государственных деятелей и идеологов: Николая Михайловича Карамзина, министров Александра Дмитриевича Протопопова и Алексея Дмитриевича Пазухина, глав государства Александра Фёдоровича Керенского и Владимира Ильича Ульянова-Ленина, а также известного советского идеолога Михаила Андреевича Суслова.

Великие имена – это не только прошлое. Мы можем продолжить этот ряд, упомянув тех, кто и сегодня прославляет Ульяновскую область. Макаров Николай Николаевич – известный конструктор и учёный, возглавлявший УКБП. Кидалов Валентин Иванович – разработчик автоматизированных систем управления. Генерал Виктор Степанович Чечеватов. Спортсмен Станислав Юрьевич Донец. Художники Аркадий Ефимович Егуткин и Никас Сафронов. Предприниматель и программист Руслан Фазлыев.

Именно региональная технологическая инициатива должна обеспечить нам переход от преобладающей сегодня индустриальной модели, ориентированной на традиционные рынки, к модели с весомой долей новой высокотехнологичной экономики. На ограниченной территории недалеко от Ульяновска мы создаем площадку (Большую технологическую долину) с особой экосредой, способной дать импульс для формирования промышленности будущего, основанной на технологических знаниях.

В большую агломерацию войдут индустриальный парк, особая экономическая зона портового типа (с льготным таможенным режимом), аэропорт, жилой район, рекреация и зелёная зона вдоль берега Волги, технокампус с ядром в Наноцентре с инфраструктурой для запуска технологического бизнеса любого вида, мощный IT-кластер.

Я приглашаю партнеров для работы уже в этом году по нескольким взаимосвязанным проектам:

1) Проектирование и строительство Технокампуса. Это 15 тыс. кв.м исследовательских лабораторий, опытных производств, помещений для компаний. Для сравнения – общая площадь Наноцентра всего 2 тысячи кв. м.  

Специализация Технокампуса соответствует региональной специализации НТИ: транспорт будущего, возобновляемая и умная энергетика, электронное здоровье, электронная медицина.  Горизонт планирования – ориентация на рынки до 2030 года.

Частью проекта является строительство большого Ветропарка. На 2017 год запланировано завершение 1-го этапа строительства на 35 мегаватт. Это пока немного. Но это позволит нам начать решение главной задачи – начать процесс локализации комплектующих для ветрогенераторов.

Основной компонент – композитные лопасти. Для этого на базе «АэроКомпозита» начнем строительство нового корпуса. Параллельно ведутся работы по ветроизмерению для расширения ветропарка и доведения его мощности до 600 мегаватт.

По сути, мы даем начало принципиально новой отрасли – ветрогенерации, одними из первых на уровне России переходим к процессу «переупаковки» и перестройки целого сектора экономики. Определена концептуальная основа мероприятий по формированию ветропарков; создан специализированный консорциум инвесторов, институтов развития и технологических компаний.

2) Еще один ключевой элемент, над которым мы активно работаем, относится к образовательному сегменту, это школа на 600-700 мест. Школа будет основана на принципах формирования индивидуальных образовательных траекторий, с проектным подходом. Еще одна ее характеристика – практикоориентированность. Задачи подготовки учеников будут синхронизированы с окружающей реальностью (индустриальным и технологическим окружением всего проекта Большой технологической долины).

Здесь основные партеры найдены. Это и российские, и международные компании, и организации. Вместе с ними сейчас завершается разработка образовательной концепции, архитектурного проекта. Строительство планируем начать в 2018 году.

Кроме школы в образовательное пространство в перспективе войдут экодетский сад, технический колледж и университет, студенческий городок.

3) Сантор – жилой поселок для резидентов и участников проекта в непосредственной близости от Технокампуса. С застройкой европейского типа и зеленой зоной вдоль берега Волги. Это совершенно новый населенный пункт, построенный по принципу «умного города», который включает в себя всю необходимую инфраструктуру для комфортного проживания.

В этом году мы выходим на строительство первой очереди такого города на площади в 260 га, чтобы завершить в ближайшие 3 года. Выбор и тип жилья будет за будущим собственником. Будет и арендное жилье. Для коттеджной застройки готовятся 3-4 типовых проекта. Кроме этого будут строится таунхаусы – малоэтажные дома с отдельным входом для каждой семьи.

Кроме того, в этом году мы:

– начнем работать над специальным законом Ульяновской области «О технологической долине»,

– создадим управляющую компанию на базе Центра кластерного развития (решение уже принято),

– разработаем систему льгот для привлечения частного бизнеса, в том числе с опорой на опыт Сколково.

Займемся проработкой вопросов внедрения интернет технологий во все системы жизнеобеспечения инновационной территории.

Дополнительно создаем Фонд технологического развития, который будет финансировать проекты. Наполняться он будет за счет вкладов частных компаний. Именно он будет выбирать проекты для первоочередного финансирования. Есть у нас понимание и по тому, кто может войти в него. Переговоры с потенциальными участниками уже ведутся.

Весь проект будет осуществляться с участием международных экспертов и предпринимателей. Это важно. Для этого создан Консультативный совет. Среди партнеров – Левенский университет – ведущий европейский университет, лидер 2016 года по коммерциализации разработок.

Дамы и господа! Мы приглашаем вас принять участие в этом проекте. Нам нужны партнёры, которые бы помогали нам принимать решения и содержательно реализовывать проект. И я призываю всех желающих участвовать в нем!

Второе. Теперь о региональной социальной инициативе. Это еще одно важное направление. Задача 2017 года – продолжить стимулирование инвестиционной деятельности в социальной сфере.

 В 2016 году мы существенно обновили законодательную базу по регулированию государственно-частного партнёрства. В мае в новой редакции принят закон «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнёрства на территории Ульяновской области».

Активно включился в работу Центр инноваций социальной сферы, действующий на базе Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области. Центр за год с небольшим своей работы включился в сопровождение более сотни проектов в области социального предпринимательства.

Эти проекты охватывают сферу досуга, в том числе для детей, физической культуры, образования, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Их реализация невозможна без общественного участия, участия некоммерческих организаций.

Приглашаем Вас быть более активными.

Третье. Очень важно, чтобы и муниципальные власти понимали свою роль и ответственность в решении задачи роста инвестиций в экономику. Чтобы каждый муниципалитет имел четкие целевые ориентиры, на которые он планирует выйти.

Хочу обратиться к представителям муниципальной власти: Уважаемые коллеги! Мы готовы и будем помогать вам двигаться вперёд, создавать для этого дополнительные стимулы. Но и вы должны пройти свою часть пути. Никто не в состоянии возложить на человека ответственность, которой он не ощущает сам. Поэтому с 2017 года начинают действовать целый ряд решений, которые позволят поддержать тех, кто действительно стремится не на словах, а на деле добиться результата.

Во-первых, запускается процедура передачи доходов, полученных по упрощённой системе налогообложения, на муниципальный уровень. Она коснется сельских муниципальных образований. Таким образом, они дополнительно получат в свои бюджеты от 250 до 300 млн.рублей.

При этом важно понимать, что эти дополнительные доходы должны расходоваться эффективно и по максимуму направляться на цели развития экономики и социальной инфраструктуры муниципалитета. От этого, в частности, будет зависеть сохранение межбюджетных трансфертов.

Уже в бюджете 2018 года этот механизм будет использован в полном объёме.

Во-вторых, если говорить о межбюджетных трансфертах, то в их отношении также ожидается новшество. С 2017 года между регионом и муниципалитетами будет заключено соглашение об исполнении обязательств. И если муниципальное образование не будет выполнять задачи развития, работать по привлечению инвестиций, не станет решать вопросы оптимизации затрат, не займётся проблемой энергосбережения, создания новой инфраструктуры жизни, то объёмы межбюджетных трансфертов не только не будут расти, но и могут быть снижены. А в крайних случаях могут быть применены и штрафные санкции вплоть до отзыва средств и финансовой санации.

В-третьих, Президентом России был поддержан ещё один проект под названием «Инвестиционное гостеприимство», инициаторами которого выступило бизнес-сообщество «Клуб лидеров». Суть проекта состоит в том, чтобы проверить насколько регион готов к работе с инвестором. «Тайные покупатели» будут фиксировать абсолютно все аспекты работы органов власти, организаций по работе с инвесторами – вплоть до таких мелочей, как тональность ответа секретаря по телефону и скорость реакции на письменный или устный запрос. Но, что тоже очень важно, они будут оценивать удобство сервиса и среды проживания – доступность общественного транспорта, качество гостиниц и точек питания. Причём процесс проверки будет фиксироваться на скрытую камеру.

Надеюсь на активное участие муниципальной власти и в этом проекте.

В-четвертых, для оценки деятельности муниципалитетов разработана новая система показателей (КПЭ). Она полностью соответствует набору факторов, отражающих наши цели по региональной предпринимательской инициативе.

Учитывается и количество привлеченных в муниципалитет проектов, и количество новых контрактов по поставкам продукции и услуг предприятий и предпринимателей муниципалитета, количество вновь зарегистрированных/закрывшихся индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за текущий год, доля спец.режимов в доходах бюджета и т.д.

Четвертое. Кадры. Должны быть безусловно исполнены все наши планы по выстраиванию новой системы подготовки, касающиеся образовательных проектов world skills, кванториум, центр компетенций. Они помогут нам выйти на принципиально новый уровень подготовки высококвалифицированных кадров.

Уважаемые коллеги! Убежден, все перечисленные сегодня шаги позволят нам сохранить интерес инвесторов к нашей области и нарастить объемы привлекаемых инвестиций.

По результатам работы в 2016 году на территорию региона привлечено 27 инвесторов. Запуск их проектов позволит создать свыше 7 тысяч новых рабочих мест.

Идет активная диверсификация наших инвестиционных связей. Абсолютное большинство проектов принадлежит российским компаниям – их 16. Четыре проекта привлечено из Китая, по 2 из Германии и Ирана и по одному из Чехии, Франции и Греции.

Завершена реализация 10 больших инвестиционных проектов. В их числе – проекты компаний Бриджстоун и Джокей Пластик, автокомпонентов компании «Мартур».

На строительную площадку вышли 6 инвестиционных проектов.

Надо сохранить тенденцию роста. Напомню, что еще в прошлом году мы обозначили планку, на которую необходимо выйти в 2018 году – 110 млрд. рублей прямых инвестиций.

В 2017 году должны быть введены в эксплуатацию не менее 8 инвестиционных проектов. Это завод высокоточного чугунно-стального литья сталелитейной компании «Памир», вторая очередь логистического комплекса «Даркат» в г.Ульяновске, маслоэкстракционный завод «Легенда» в г. Димитровграде, вторая очередь технопарка ООО «Ульяновский центр трансфера технологий», новый производственный комплекс компании «КТЦ «Металлоконструкция» и центр по изучению кормов для домашних животных американского концерна «Марс» и другие.

Выйти на строительную площадку должны 14 инвестиционных проектов, в рамках которых планируется создать порядка 22 тысяч новых рабочих мест.

Уважаемые коллеги!

Я очень надеюсь, что наши и ваши действия в Год предпринимателя позволят нашему главному партнеру – бизнесу реализовать все задуманные планы, а Ульяновской области выглядеть достойным и гостеприимным регионом!

Спасибо за внимание.