В субботу губернатор Сергей Морозов провел расширенную встречу с работниками музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», на которой среди планов на 2017 год обозначил возвращение речного порта Ульяновска в государственную собственность (на первом этапе — акватории и причала, затем здания).
Напомним кратко из историю (по данным Википедии): новый речной вокзал (на правом берегу Волги) вступил в эксплуатацию в 1965 году. В 60-е годы Ульяновский речной порт стал портом пяти морей. В 80-е годы, время расцвета порта, объём погрузоразгрузочных работ в нём исчислялся миллионами тонн. Среди пассажирских судов были суда на подводных крыльях, на которых можно было достаточно быстро добраться в соседние волжские города – Казань, Куйбышев и другие – и населённые пункты области. В начале 90-х порт стал приходить в упадок. Были списаны все суда на подводных крыльях, прекратились регулярные пассажирские перевозки. Но грузовой порт продолжал работу. В конце 2000-х годов несколько оживилось такое направление как прогулки на теплоходах. Для этого в 2009 году был заново введён в эксплуатацию теплоход ОМ-401, переименованный в “Юрий Эм”. Был начат проект “Симбирская гавань”.
О том, почему в нашу гавань не ходят корабли, – в материале Simbiblis.
В надежде на возвращение главных речных ворот города предлагаем вниманию новую подборку старых фото из воспоминаний Brandergofer.
Давно хотелось сделать сюжет о судоходстве на старой Волге, правда, сначала представлял себе эту публикацию несколько иначе. Набрал довольно много статистики о волжских пассажирских и грузовых перевозках с середины 19 века до 1910-х г.г.: по видам груза, объемам, стоимости; другие материалы; сделал своего рода обзор и сравнительный анализ развития судоходства… Но в итоге, увидев, что получилось, решил не нагружать читателей этой познавательной, но довольно скучной информацией, а просто привести рассказы тех, кому довелось путешествовать на пароходе в пределах Симбирской губернии в конце 19 века. Далее – отрывки из воспоминаний академика, генерала флота Алексея Николаевича Крылова (1863-1945) и из путевых заметок графа Евгения Андреевича Салиас-де-Турнемир (1840-1908) – писателя, автора многих исторических романов и повестей.
В подборке часть снимков помещена в комментарии к другим фотографиям.
ВОСПОМИНАНИЯ АКАДЕМИКА А.Н.КРЫЛОВА о судоходстве на Волге и Суре в 1870-х г.г. (А.Н.Крылов, «Воспоминания и очерки», М., «Воениздат», 1949 г.), с сокращениями.
«…Мои самые ранние воспоминания относятся к пароходам, ходившим по Волге в 1870-80х г.г… В начале 70-х на Волге работали пассажирские пароходы обществ «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы открытая и предназначалась для груза. На кормовой части возвышался «мостик», куда допускались лишь пассажиры 1 и 2 классов. Пароходы были колесные, машины… бельгийской фирмы «Кокериль». Особенно славились «самолетские» пароходы, их предпочитали другим. Отопление во всех пароходах было дровяное. Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы…
В 1871 г. появился на Волге 1-ый двухпалубный пароход «Александр II», с обширной двухэтажной надстройкой. Отопление на нем было нефтяное, несовершенной системы, из труб валило облако черного дыма, которое стлалось за пароходом по воде… Хотя на этом пароходе пассажирские помещения были удобнее, нежели на прочих пароходах, про него ходили разные легенды – то ли его ветром опрокинет, то ли на нем нефть взорвется – поэтому его избегали. Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке поставил на линию пароходы американской системы, с одним задним колесом. Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие, и к концу 1880-х все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа.
…Лето 1879 и 1880 г. я провел в алатырских краях*… (*Алатырский уезд до 1925 г. входил в состав Симбирской губернии). По Суре ходил пароход купца К.Н.Попова «Неожиданный». Сура очень извилистая, течение быстрое, на ней много мелководий или «перекатов», которые хотя и сохраняют свои места, но постоянно меняют очертания. При подходе к перекату уменьшали ход, и пароход притыкался к отмели. Машину останавливали, и раздавалась команда капитана: «Ванька, Васька, скидай портки, сигай в воду, маячь!». Ванька и Васька прыгали в воду и «маячили», т.е. измеряли глубину, подавая результаты своего промера так: «Василь Иваныч, здеся по колено!» – «Иди к правому берегу!». Через некоторое время: «Здеся по полляжки!» – «Иди еще!» Наконец: «Василь Иваныч, здеся по брюхо!» – «Стой там, подавай голос!». По голосам «живых маяков» пароход и перебирался малым ходом, вернее – перетирался через перекат.
…Однако, вернемся на Волгу, по которой тогда происходило оживленное не только пассажирское, но и грузовое движение. Баржи с рожью, овсом, пшеницей и прочими грузами шли вверх под буксиром или за «кабестанными машинами»… Вниз по Волге шел, главным образом, лесной товар из Суры с ее дубовыми лесами, клепки для бочек, ободья, полозья и проч. Из с.Промзино отправляли хлеб в зерне, из Алатыря – муку… Из Камы и ее притоков шло уральское железо в Нижний на ярмарку, хлеб и лесные грузы. Большая часть лесных грузов перевозилась на «белянах», которые строились на один рейс, … или на расшивах с их разукрашенными «кичками»… Все это было 60-70 лет тому назад и кануло в безвозвратную вечность…».
ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ: Граф Е.А.САЛИАС, «ВОЛГА. Путевой очерк», 1871 г. («Собрание сочинений графа Е.А.Салиаса», том 1, издание А.А.Карцева, Москва, 1891), с сокращениями.
1. (Из Казани в Симбирск). «…Волга от Казани до Симбирска? Трудно что-либо найти здесь для глаза. Река наполнена островами, но это не те острова, которые видны отовсюду, а длинные узкие косы, которые тянутся на несколько верст и делят Волгу надвое. Один рукав принято звать Волгой, а другой Воложкой. Берег реки вечно тот же: направо высок и холмист, а налево песчаная полоска, покрытая зеленью.
Говорят, … и я сам убедился, что на пароходах общества «Самолет» случаются всякие курьезы. Прежде бывали невообразимые ужасы, а теперь стало лучше, но еще «Самолет» не стал вполне умницей. Я тщательно избегал этих пароходов, но судьба заставила меня ехать из Нижнего на «Самолете», а из Казани в Симбирск опять меня взял «Самолет». До Казани я доехал хорошо… Не то было в этот раз.
«Самолет» был даже под судом за оскорбление парохода какого-то купца. Этот купец и его дрянной пароходишко дешевыми ценами отбивал у него пассажиров, и перевозил тихонько, но любезно и гостеприимно, от пристани до пристани. Один из пароходов «Самолета» обогнал его среди пути и… повернул назад, и опять обогнал, и… начал вальсировать вокруг него к ужасу пассажиров, ожидавших стычки и путешествия на дно. Вальс обошелся благополучно, но, уходя, «Самолет» отсалютовал не флагом своим, а метлой, и затем судился за оскорбление флага купца… Далее… Вежливость с пассажирами так утонченно груба, что я сам знаю людей, которые… дали себе слово на «Самолете» не ездить и никому не рекомендовать. «Самолет» имел еще одну слабость… Всякий «самолетский» пароход при всяком удобном, а зачастую и совершенно неудобном случае, бросался на всех парах перегоняться. Дрова жглись как даровые, машина, разогретая донельзя, начинала подумывать – не махнуть ли из воды на воздух, чтобы доказать, что «Самолет» может и летать… хотя недалеко! Перегоняться на Волге двум пароходам – кажется вам очень легко и безопасно. Не совсем так. Фарватер гораздо уже, чем вы думаете. Кроме того, на каждом десятке верст есть мели. В один рейс есть мель здесь, а в следующий рейс ее и следа нет, а версты на три ниже появляется новая. Наконец, … пароход следует одним из нешироких рукавов, причем постоянно встречаются рассеянные по всему волжскому пространству плоты, беляны, расшивы… И не перегоняясь легко налететь на встречных. Эти игрища на Волге дошли до сведения правительства и теперь запрещены.
…В конторе заявили, что нет ни 1-го, ни 2-го класса, а предлагали 3-ий, т.е. палубу. Я просил билет 1 или 2 класса, чтоб иметь право сидеть хоть в рубке, т.е. в общей каюте на палубе… «Нет-с. Не могу-с…». Я собирался из Казани ехать, не останавливаясь до Саратова, но при мысли ехать двое суток и ночевать на палубе, взял билет только до Симбирска, надеясь приехать оттуда днем позже на пароходе общества «Кавказ и Меркурий». С одной стороны, общества пароходов жалуются, что их развелось слишком много, и приходится делать рейс… в убыток, и везти только одного или двух пассажиров 1 класса; с другой стороны, бывает недостаток билетов, и вдруг 25 человек едут на палубе, несмотря на желание ехать в 1 или 2 классе… Прежде «Самолет» сажал и клал на одну койку по парочке пассажиров и более.
Пароходы стараются, получив пассажиров, скорее пускаться в путь, чтобы брать всех пассажиров на промежуточных пристанях. Пароход другого общества, пропустивший с вокзала пассажира, старается, пустой, уйти скорей того, который набрал пассажиров. Дрова валятся в цилиндр…, свистки, звонки, крики… Все переглядываются: «Тот уже идет! Заворачивает! А этому надо еще два свистка дать…». Один отчалил и пошел, но впопыхах – прямо на расшиву. Нужен задний ход, разворот… Экая обида! Другой тоже отчаливает и дает 2-ой свисток уже на сажень от берега, … третий на середине реки и… увы, все было даром. 1-ый пароход с риском пролез между двух барж и уже за полверсты впереди. «Ну, погоди, – смекает запоздавший – перегоняться запрещено, так мы иное колено выкинем. На следующей станции не приставать, с лодки брать пассажиров, а зазеваются – наплевать!». В это время подъезжает к пристани путешественник. Пароходы уже далеко… Он смотрит на часы, что-то спрашивает, ругается,… и дает себе клятву приезжать за 2 часа до назначенного для отхода часа…
Итак, на пароходе «Самолета» я устроился на мостике среди других… Скоро, проехав город Тетюши, я начал дремать. Путеводитель уверяет, что здесь много развалин древнейших городов и разные пещеры. Но с парохода ничего этого, разумеется, не видно… Я проснулся от громкого хохота. На мостике было уже не то… Капитан скрылся. Помощник капитана, в грязнейшем парусиновом пальто, нечесаный и небритый, с ним какой-то приказчик в синей чуйке и с окладистой рыжей бородой, затем еще чиновник с кокардой на картузе, сидели или, вернее, качались вокруг стола, где стояли три опорожненные бутылки. Лоцман дремал на сундуке… У руля был паренек лет 18-ти, но и он сидел на стуле, изредка привставая… Через четверть часа рыжая борода взяла в руки трубу и кричала густым басом: «Чья беляна?». С беляны слышалось: «А-ва-ва! Ава-во-о!». «Ах, дьяволы, не разберешь. Должно, Гаврилы Петровича!». «Ну вот уж, – сомневался помощник капитана, лежа на локтях, – Садитесь… Еще бутылочку спросим». «Эй, милай! – обратилась борода к рулевому – Наверни-ка поближе к ей… Вот так!». Пароход быстро летит на беляну. «Ты не больно, черт» – лениво говорит помощник капитана, не поднимая головы… Беляна саженях в пяти под носом парохода. Паренек быстро заворачивает вправо. На беляне машут руками: «Нешто не видите? Теперь не ночь!». Пароход проходит аршина на два от беляны. «Чья бе-ля-на!» – кричит борода в трубу. «Козло-ва… Макар-ев-ва-а-а!» – «Ну, вот вам» – лениво заключает помощник капитана.
Я, несмотря на билет, ушел в рубку. Там жаловались и бранились с прислугой. Дама объявляла мужу, что обед, спрошенный два часа назад, еще не подан. Кто-то повторял: «Да ты понюхай! Ну, понюхай сам!». Лакей понюхал и насмешливо отзывался: «Бифштек, как бифштек. Нынче вся публика кушала, а вы изволите жаловаться. Ведь тоже жара, а у нас ледника нет!». Тут кто-то сказал на палубе: «Вот он! Видите, белеется на горе, а вот церковь. Города-то самого отсель не видно… Это вот Венец!». Мы подходили к Симбирску.
«В лунную ночь на Волге». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Пароход «Онтарио» американского типа». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Первый роскошный быстроходный двухвинтовой пароход «Бородино» общ-ва «Кавказ и Меркурий». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Отход парохода». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Пароход «Александр Грибоедов» общ-ва «Самолет». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Беляна». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Косовая». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
Вид на Симбирск со стороны Волги. Фото из книги «Волга от Нижнего Новгорода до Астрахани», А.С.Размадзе, 1896 г.
«На Волге у Симбирска». Открытка начала 20 века. Источник: archeo73.ru.
В.А.Углач. «Симбирск. На Волге». Источник: uglach.ru.
Поскольку речь в этот раз идет то Волге и судоходстве на ней, то, приводя отрывки из путевых заметок Евгения Андреевича Салиаса-де-Турнемир, пропущу весьма любопытное, хоть и унылое описание Симбирска, в котором граф промаялся один день, в ожидании парохода. Рассчитываю как-нибудь, в недалеком будущем, вернуться к этой главе книги.
В подборке часть фотографий вновь помещена в комментариях к другим снимкам.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ: Е.А.САЛИАС, «ВОЛГА. Путевой очерк», 1871 г. («Собрание сочинений графа Е.А.Салиаса», том 1, издание А.А.Карцева, Москва, 1891), с сокращениями.
2. (Плоты). «…Я следил за огоньками, двигавшимися по реке. Это были плоты, и об них надо сказать два слова… Каждый плот обязан ночью иметь шест с фонарем, чтобы пароход не наскочил на него во тьме, что может окончиться очень грустно не столько для плота, сколько для парохода. Три и четыре ряда бревен, иногда в обхват человека, причем только верхний ряд виден из воды, представляют собой плавучую массу, о которую разбить нос корабля очень легко. Бывали примеры, что пароходы с маху въезжали на плоты и топили их, но ненадолго. Плот всплывал невредимым, а пробитый пароход оставался чиниться.
Плоты не любят шестов и фонарей, где должна гореть свеча, которая для мужичка – драгоценность. Помилуйте, среди пустой темной реки жечь свечку целую ночь из-за 1-2 пароходов, когда у себя в избе, зимой, спешную работу кончаешь при сырой, трескучей лучине! Да это и подумать – чуть ли не грех…
Купец… срубит лес, … уложит в воде рядами и, связав мочальными веревками, нанимает, положим, Петруху. «Вот, милый, за столько-то… Садись и поезжай вниз по матушке. Дойдешь – деньги получишь от приказчика, а разобьет тебя пароход, или размоет волна, растеряешь мое добро – ну, не пеняй, ни гроша». Петруха садится с двумя парнями на однорядку и, пристроив 10-пудовый руль, отправляется в путь. Он только посиживает на плоту, да изредка, при крутых заворотах реки, … начинает возиться и потеть у своего 5-саженного руля, и с помощью Божьей повернет плот опять по течению.
Уж ругают же его в пути: ругают проезжие пароходы, ругают и простые расшивы да беляны, ругают и рыбаки на лодках. А тут еще не дремли, содержи в исправности огонек, настругай лучины, набери хворосту и всю долгую ночь, не смыкая глаз, поддерживай костер… А дрема одолевает! Спать бы, да спать. И вот задремал мужичонка, и потух его огонек. Снятся ему пашня с сохой, тощая лошаденка, ребенок босой… Свисток! За сажени 4 светятся три огня: красный, зеленый, да белый посредине. Из чего-то черного, близко и быстро надвигающегося, течет яркая пламенная струя… Скорее, впопыхах и спросонок, жжет он руки, раздувая огонек. Вот осветился плот… Обходит его пароход, весь в огоньках, полон народу и, шумя колесами, обдает белой пеной. «Черт! Дьявол! Возьму вот, да свезу в ближний город, в полицию. Дрыхнешь! Где у тебя фонарь?» «Э-эх-ма!» – вздохнет, позевывая, мужичонка. И скоро опять он дремлет, и опять тухнет костер…
Капитаны пароходов страшно жалуются на способ сплава леса, на однорядки, размываемые волной и покрывающие реку на протяжении версты срубами и балками, которые разглядеть в воде нет возможности, а, между тем, колесо, ударив по срубу, разлетается как сахарное. Случалось, что иной пароход останавливался, забирал с плота Фомку или Кузьку и доставлял с жалобой в город. Но к чему же это может вести? Мужик с одним ломтем хлеба ссылается на хозяина, хозяин за тысячу верст, а плот пропал… Лес дорог хозяину на месте пригона, а пока не достиг до покупателя, ему цена пустая…»
3. (Вниз от Симбирска. Шторм). «За сутки тоски в Симбирске судьба вознаградила меня. Я попал на отличный пароход общества «Кавказ и Меркурий». Всюду виднелись другие порядки. Все было чище, все подавалось быстро и опрятно. Капитан парохода… не ломался перед публикой, не заводил споров, пока пароход лез на беляну или на мель, а, почти не слезая с мостика, делал свое дело. Помощники его, два молодых человека, и лоцманы, и прислуга оправдывали пословицу: «каков поп, таков и приход». Сам пароход, громадный и широкий, шел необыкновенно быстро, и при поворотах и причаливаниях к пристаням повиновался команде, как хорошо выученный медведь. Приятно было смотреть, как эта громадина, тяжелая и на вид неуклюжая, математически верно причаливала, поворачивалась, … взбаламучивая чуть не половину реки. За нами все время, от самого Симбирска, гнался пароход «Самолета», с явным намерением где-нибудь отчалить ранее и уйти вперед, но ему это не удалось. Ему оставалось только пропустить какую-нибудь пристань или принять пассажиров с лодки…
Симбирск, невидимый с парохода, когда к нему подходишь сверху, теперь весь как на ладони, рассыпался по скату горы и более 2-х часов пути еще виден вдалеке, сначала ярко освещенный солнцем и затем в лиловатом тумане сумерек. Впереди гора, видимая из города, теперь надвинулась ближе. Это, кажется, Сенгилей. Признаюсь, что до приезда сюда и не слыхал ничего о городе Сенгилее.
Отсюда начинается та Волга, о которой столько говорят, которая покрыта историческими прозвищами, испещрена легендами и упоминается чаще всего в сказаниях о временах атаманов разбойников, как до Стеньки и Емельки, так и после них. Самое красивое место Волги, к несчастью, проходится всеми пароходами ночью… Было уже поздно, но полная луна ярко освещала путь, когда мы, пройдя Криуши и Сенгилей, приближались к тому месту, где река широко разливается, как озеро, у подножия огромного утеса по имени Усолье, который положительно стал среди дороги матушки Волги… Когда темный утес, из-за которого выплыла и сияла луна, надвинулся над нами, загромоздив всю южную часть небес – вдруг подул порывистый ветер, погнал нам навстречу большую волну с серебристым гребешком. Пароход стал покачиваться. «Шквал! Да еще какой! – сказал капитан, – Посмотрите! С тех пор, что я делаю рейсы на Волге, не запомню такого шквала в июне!». Ветер усилился так, что не только рвал одежду, … но, дойдя до морских размеров, сбивал с места… К шквалу и вихрю с гулом и свистом прибавились человечьи стоны. Голосов 30 дико и дружно завывали в полверсте от нас, где чернелась масса плотов, колыхаемых волной и разгорались, при виде парохода, давно потухшие огоньки и костры… «Чего они орут?» – сказал капитан. «Может быть, помощи просят? – сказал кто-то, – Бурей разбило». «Да ведь их полсотни голосов, – какая же это беляна или плот? Стало, несколько плотов тонет зараз. Ну, да пароход этот рейсовый, а не душеспасительный… Бог поможет!». Капитан, не сходивший с мостика, поминутно давал свистки, поминутно объезжал плоты с горевшими на них кострами. Все эти длинные плоты, сильно колыхаемые волнами, уже не держались на воде поодиночке, а были просто разбросаны по реке кучками, бились по 2 и по 3 вместе или растягивались поперек реки. Пароход лавировал между ними, поминутно приостанавливаясь и круто поворачивая вправо и влево. «Ах, проклятые!» – шептал капитан поминутно… Волна била и качала все сильнее. Вдруг капитан скомандовал: «Стоп! – затем, – Задний ход!». Перед носом парохода плавала какая-то черная масса, и волна брызгала по ней… Мы обошли это место и с трудом разглядели разбитый или разорванный плот. Балки были наворочены кучей друг на друга по три и по четыре… После этой плавучей кучи мы шли около часа среди десятков, если не сотен таких же разорванных и разбросанных волнами кусков. Очевидно, что шквал успел размыть более десятка плотов. Мне невольно пришло на ум: что сделали и куда девались при этом хозяева или батраки. Днем я видал на таких плотах и детей…»
«Симбирск. Пристань пароходного общества «Самолет». Открытка начала 20 века. Источник: archeo73.ru.
«Симбирск. Пристань пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Открытка начала 20 века. Источник: archeo73.ru.
В.А.Углач. «Симбирск. Пристань». Источник: uglach.ru.
«Волга. На плоту». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Грузовой плот». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Отход парохода». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Пароход «Бородино» общества «Кавказ и Меркурий». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Буксир с баржами». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Под парусами». Открытка начала 20 века. Источник: bichurov.ru.
«Волга. Пристань в Сенгилеях». Открытка 1917 г. Источник: bichurov.ru.
Васо Колбасо
Сегодня чтобы столько речных судов заснять, нужно наверное целый месяц на берегу караулить =(
гость
в лапотной россии,картавых во власть не пущали.
выросший в ссср
С удовольствием посмотрел старые фотографии. Спасибо автору. Как будто бы там и побывал… А в правление нынешнего губернатора такого не было при нем раньше, не будет долго и после… Одни мечты – об этом и будет память.
Аноним
“Бородино” на “Булгарию” смахивает. Неудивительно что последняя затонула
О былой славе красавицы Суры замолвите слово !
Весной 1910 газеты того времени писали, на рейде в с.Промзино находятся пассажирские пароходы “Перекат”и “Чайка”. Особо поражает отделкой кают 1 и 2 классов ставшая на линию в 1908 году “Чайка”. Длина судна составляет 37,7 метров, ширина с боковыми колёсами 11,6 м, осадка без груза 0,45 м, с грузом 0,68 м. Кают для пассажиров 1 кл -16 чел, 2 кл.-14 чел.,3 кл 185 чел. В навигацию 1912 года на линии с.Промзино -г.Алатырь -г.Васильсурск-г.Козьмодемянск было перевезено 12,5 тыс. пассажиров в 1913-м 13,5 тысяч..Также купцом Булычевым с р.Вятки был переброшен на Суру пассажирский пароход ” Иловатка”.Владелец “Неожиданного”В.К. Попов из Алытыря одновременно являлся попечителем гимназии и училища, а также храма и монастыря.Расторопный купец являлся также поставщиком вин к столу испанского короля. Пароходами владели и хозяева “Торгового дома Таланцевы”из г. Ядрин. У сурского судоходства есть своя богатая и интересная история.Долгое время сура по грузообороту была главной раечной дорогой губернии.Примерно в середине 70-х годов прошлого века,с наполнением “Сурского моря” в Пензе, прекратилась на навигация в пределах Ульяновской области.Хотя долго ещё на картах Ульяновской области возле р.п.Сурское обозначался синий якорёк,как и у с. Большие Березники (райцентр Мордовии) – начало судоходства. Пассажирские “Лучи”и “Зарницы” до середины 80-х обслуживали участок на линии Алатырь -Васильсурск. В Алатыре на Суре жизнь незамирала практически до начала 90-х.Был речной вокзал для пассажиров, пассажирский причал, грузовой порт с плавучими кранами к которому вдоль реки была проложена жд линия.Огромные нефтеналивные баки на берегу,буксиры толкачи и самоходные баржи.Содержалась навигационная обстанвка и ходил теплоход ремонтников ” Снегирь”.Ещё в середине 90х в Алатыре были остатки флота,затем его перевели в Ядрин и большинство судов порезали, они пошли на металл.Но некоторые типа толкача “Мурзицы” ещё бороздят воды Камского и Волжских речных управлений. По Сурскому управлению участка малых рек в посёлке Сурское-данных под рукой нет, а вот у соседей числилось по речному регистру, как порт приписки Алатырь, около 60-ти судов и плавсредств и числится в н.в..Теперь Сура замерла, кроме лодок на ней ничего не увидишь.Работает грузовой причал в Курмыше по разгрузке барж с песком. Единственный пассажирский причал имеется у турбазы “Сурские зори”, недалеко от Васильсурска навигационной обстановки нет на Суре нигде,только при входе в Волгу.Если посмотреть историю, то осадка у 40-ка метровых в длину пассажирских пароходов была -40-60 см. При правильном подходе к делу маломерный флоту хотя бы туристического направления на Суре может быть дан зелёный свет. Речной лоцман Д.Ежов прошедший всю Суру на моторе по маршруту бывших пароходов может это подтвердить.
На пароход, к буфету поближе…
Как они там на Суре такие пароходы ходили? В Сурском сейчас не то что какой то “Чайке” с каютами 1-го класса, под красный бархат и медные поручни развернуться, да с буфетом со стерляжей ухой и французским коньяком,пиво трёх сортов с сурской белорыбицей – а сейчас резиновую лодку через перекат на руках перетаскивают.Да, были времена,а теперь денёчки…
ГИМС МЧС
Дима,на лоцмана по Суре экзамен сдашь?