Постановления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева вводят институт общественного жилищного контроля и позволяют штрафовать коммунальщиков за неправильно выставленные счета.

Коммунальщики проверяют коммунальщиков
“СК” продолжает знакомить читателей с изменениями законодательства в сфере ЖКХ, вступившими в силу с начала этого года.

Постановлением от 26 декабря 2016 года №1491 утверждены Правила общественного жилищного контроля, который, как рассчитывает законодатель, будет способствовать повышению прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов власти и организаций ЖКХ.

К числу субъектов общественного жилищного контроля (то есть тех, кто может осуществлять такой контроль) отнесены в первую очередь лояльные властям структуры, в формировании которых граждане никак не участвуют, хотя и должны: общественные палаты РФ, регионов и городов, общественные советы при органах власти, общественные объединения и некоммерческие организации. Для Ульяновской области это утверждение особенно актуально. Есть в списке субъектов советы многоквартирных домов, а также “другие лица в соответствии с законодательством РФ”. Кто эти “другие лица”, не поясняется, однако оговаривается, что “граждане участвуют в общественном жилищном контроле в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов” и должны быть “специалистами, обладающими специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства”. То есть проверять коммунальщиков могут сами коммунальщики (в том числе бывшие) или чиновники.

Общественный жилищный контроль может проводится в форме общественной проверки либо общественных (публичных) слушаний. Решение о проверке необходимо публиковать в интернете. Организатор общественной проверки должен довести до руководителя проверяемого органа, организации информацию о факте проверки, порядке и сроках ее проведения, составе проверяющих, порядке определения результатов проверки. При подготовке проверки в проверяемую организацию может быть направлен запрос о предоставлении необходимых для проверки документов и материалов.

По итогам общественной проверки составляется акт (итоговый документ), в котором отражаются: основания для проведения проверки; перечень документов и материалов, которые изучались во время проверки; установленные документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушений или запись об их отсутствии; выводы о результатах проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Итоговый документ (акт) вручается руководителю проверяемой организации (органа), размещается в интернете и может быть направлен другим заинтересованным лицам (органам власти, местного самоуправления, Госжилинспекцию, прокуратуру и т.п.).

Впрочем, в постановлении не прописано никакой ответственности для чиновников и должностных лиц, которые нарушают закон об общественном контроле. Более того, Федеральным законом 212-ФЗ (“Об общественном контроле”) определено, что органы власти, местного самоуправления, организации ЖКХ и т.п. обязаны рассматривать результаты общественного контроля, но вот учитывать их должны только в случаях, предусмотренных законодательством. Однако законодательных актов, которые устанавливают такие случаи, пока не принято и, вероятно, не будет принято никогда. При обращении в прокуратуру или суд результаты общественного контроля будут рассматриваться на общих основаниях. То есть там материалы могут принять к сведению, но никаких реальных действия по устранению выявленных нарушений, предпринимать не обязаны.

Штраф в зачет
Постановление правительства РФ номер 1498 дает возможность потребителям требовать от коммунальщиков штрафов в свою пользу за неправильный расчет коммунальных платежей.

Следует уточнить, что введение этой санкции одобрил Совет Федерации еще в марте 2016 года. Однако вступление закона в силу было отложено до начала 2017 года для подготовки управляющих компаний к изменению порядка оплаты. Хотя готовится, собственно, было не к чему.

Начиная с 28 декабря 2016 года, в случае необоснованного увеличения платы за коммунальные услуги (водо-, электро-, тепло-, газоснабжение и водоотведение) на исполнителя может быть наложен штраф в размере 50 процентов от суммы превышения начисленной платы. Основанием послужит обращение обманутого потребителя. В случае обнаружения ошибки управляющая компания обязана в течение двух месяцев выплатить заявителю штраф. Правда, не живыми деньгами, а путем уменьшения размера платы за коммунальные услуги или списания части долга (в случае его наличия). Для наглядности штраф надлежит отражать в платежном документе отдельной строкой.

Впрочем, существует целый ряд оговорок. Исполнителю отводится 30 дней на проведение проверки и принятие решения. При этом закон предусматривает освобождение от наказания, если нарушение устранено до обращения и до оплаты потребителем. За месяц все следы нарушения можно замести.

В Ульяновске, как представляется, добиться от коммунальщиков выплаты штрафа будет сложнее вдвойне, поскольку в большинстве случаев к расчету платы за коммунальные услуги и выставлением счетов привлечен платежный агент. Разобраться, кто виноват в цепочке “ресурсоснабжающая организация – управляющая компания – оператор”, часто не представляется возможным.

Дмитрий Минаев