После крупной коммунальной аварии в Димитровграде, когда почти половина города несколько дней испытывала серьезные проблемы с водой и отоплением из-за многочисленных порывов на полуметровой трубе, аналогичные случаи отмечались и в Ульяновске. Трубы в выходные и в начале недели рвались во всех районах. Замглавы администрации Ульяновска Александр Черепан объяснил, что изношены 50 процентов ульяновских сетей, а замену старых чугунных труб можно обеспечить либо выделением средств из бюджета, либо троекратным повышением тарифов «Водоканала».
Тарифная реанимация
Трубы в выходные и в начале недели «летели» на улицах Карла Либкнехта, Минаева, Любови Шевцовой и многих других в разных районах города. По словам Черепана, связано это с тем, что почва очень сильно промерзла – на 1,5-2 метра, что приводит к ее сдвигам и последующему смещению чугунных труб.
Ясно и другое: если бы сети не были столь сильно изношены, никаких порывов и не случалось бы. Тем более что рвутся трубы в любое время года – да так, что некоторые районы месяцами сидят без воды.
По данным Черепана, изношенность водопроводных, канализационных и тепловых сетей в городе составляет около 50 процентов. Глава «Водоканала» Сергей Савельев в 2013 году говорил о более чем 60-процентной изношенности труб. Он отмечал, что есть в городе трубы, которые работают с 50-х годов прошлого века. Рассказывали нам и о трубе, которая работает в городе уже 100 лет.
Вполне возможно, что износ на самом деле куда больший – просто обнародовать страшные цифры не хотят.
– «Водоканал» должен заменить 56 километров водопроводной сети, на что уйдет сотни миллионов рублей, – заявил Черепан. – Таких средств у «Водоканала» нет, поэтому нужно либо в три раза повышать тариф, что неправильно, либо выделять средства из бюджета.
Хотя Черепан и оговорился, что повышать тариф неправильно, мысли такие у властей явно есть. Практика для Ульяновска и России в целом вполне обыкновенная: ремонтировать что-то за счет людей. Ярчайший пример – программа капремонта. Не будет удивительно, если однажды чиновники предложат ульяновцам скинуться и на трубы.
В Димитровграде ждут инвесторов
Ульяновск в этой ситуации оказался еще в более выгодном положении, чем другие города области. Там трубопровод находится в таком состоянии, что жить с ним просто опасно. Например, в Инзе это наглядно продемонстрировала ситуация с Пазухинским водозабором, из-за которого несколько лет назад отравились сотни жителей города. Глава района Владимир Шкунов объяснял в 2014 году, что система водоснабжения в городе безнадежно устарела, а ремонт трубопровода стоит как три годовых бюджета Инзы.
Ситуация в Димитровграде, как это показали недавние события, не многим лучше. Труба, разорвавшаяся в позапрошлые выходные – 1967 года выпуска, спустя 50 лет ее стало рвать сразу в нескольких местах.
– 80-процентный износ труб на водоводах и теплотрассах – факт общеизвестный, – сообщил глава администрации Димитровграда Алексей Кошаев. – И то, что сейчас происходит один порыв за другим – закономерный результат их состояния.
Он сообщил, что в городе – 211,8 километра сетей, а стоимость замены прежних, металлических, труб на новые, полимерные, – более 43 млн рублей. И это только для старой части города. Сколько нужно денег, чтобы заменить все проблемные трубы – даже не подсчитывалось. Кошаев, как и Черепан, также заявил о необходимости привлечь средства из бюджета, причем областного.
Также Кошаев видит спасение в заключении на конкурсной основе концессионного соглашения с инвестором, которому передадут водопровод в пользование – арендное, эту сеть нельзя передать полностью, она должна остаться городской. Причем речь идет о долгосрочном контракте. Предлагается в условиях соглашения прописать объем средств, который инвестор должен вложить в водопровод. При этом собирать деньги за воду с жителей тоже станет инвестор – то есть идея-то очень опасная, которая как раз и грозит обернуться «троекратным повышением тарифов». Кошаев утверждает, что этого не произойдет, так как на инвестора «будут распространяться принципы тарифного регулирования», но допустил постепенное повышение платы за воду.
Сергей Гурьянов