Сергей Гурьянов
Прошел стадию общественного обсуждения проект закона, запрещающего розничную продажу алкоголя и, соответственно, открытие рюмочных во дворах домов. Скоро документ отправится на утверждение в правительство и ЗСО и, как предполагается, с 1 марта начнет работать. Вопрос только в том, насколько поможет этот закон – тот, что действует с начала года, с проблемой рюмочных так и не справился.

Укажут выход со двора
Законопроект, который вносит изменения в Закон «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области», дополняет положение, согласно которому спиртное продавать нельзя ни в магазинах, ни в забегаловках, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов со стороны подъездов. Речь идет и о пристроях к домам. Также запрещается продавать алкоголь в любых нежилых зданиях, которые находятся во дворах многоквартирных домов – опять же, если такие забегаловки не развернуты спиной к подъездам. В общем, от ворот поворот. С 1 января 2018 года действие закона будет распространяться на торговлю пивом, сидром, медовухой.

При этом оговаривается, что положения закона не распространяются на заведения, которым уже выдана лицензия на торговлю алкоголем. Однако когда срок ее действия истечет, новой лицензии пивнушкам, расположенным во дворах, ждать не стоит.

Этот документ, надо отметить, должен оказаться полезным для тех дворов, где детские площадки соседствуют с пивнушками – такие, к сожалению, в городе еще есть. Но в целом проблему он, конечно, не решит, как не решил ее и принятый в прошлом году закон, ужесточивший правила для рюмочных.

Кто же нарушитель?
Как мы уже писали, законопроект оказался бессилен против расплодившихся по городу рюмочных. Слишком тонкой оказалась законодательная грань между барами и «забегаловками» – поэтому законотворцы вынуждены были прописать только количество столов, заставить всех владельцев рюмочных открыть туалеты для посетителей и обязали их хотя бы разогревать бутерброды. Многие такие заведения приняли новые правила легко и непринужденно – у кого-то все это и так было в наличии, кто-то без труда подстроился под закон. В итоге рюмочных меньше не стало.

Вероятнее всего, такой результат, а вернее, его отсутствие, для чиновников новостью не стал. Кое-чего они добились, конечно, – по крайней мере, из рюмочных теперь не будут массово ходить в туалет по кустам. Но сами по себе заведения, возле которых просто опасно ходить мимо, остались. Жители начали возмущаться, и тут возник новый виток борьбы с алкоголизмом, который перевернул с ног на голову вообще всю ситуацию: теперь не только рюмочные нарушают закон, но и чиновники, пытаясь придушить не поддающиеся правилам рюмочные.

Так, в конце января администрация города распространила релиз, в котором сообщалось, что ее глава, Алексей Гаев, «объявил войну владельцам закусочных и рюмочных, не желающим работать по правилам». Во-первых, по его поручению все подобные объекты пересчитали. Получилось, что в городе находится 145 рюмочных, из которых 83 работают по всем правилам, 46 имеют незначительные нарушения, а 16 – «не выдерживают никакой критики». Гаев призвал последние забегаловки закрыть. Причем он пообещал «начать с отключения электричества в рюмочных, пренебрегающих нормами действующего законодательства», а позже исключать объект из схемы размещения НТО и отзывать лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В этих призывах и содержалось, как сообщило УФАС России, нарушение. В связи с этим 1 февраля главе администрации от антимонопольщиков пришло предостережение о недопустимости таких действий, которые могут нарушить Закон «О защите конкуренции». УФАС обратило внимание на то, что перечень оснований для ограничения потребления электричества утвержден постановлением правительства РФ и в нем нет нормы об отключении света за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Это же не является основанием и для отзыва лицензии.

Вот и вышло, что законными путями чиновники пока справиться с проблемой не смогли – и сорвались на незаконные. В борьбе рюмочных и чиновников пока побеждают рюмочные.