Дмитрий Минаев
228 миллионов рублей переплатили в 2016 году медучреждения Ульяновской области при закупке лекарств и медицинских инструментов. Такие подсчеты сделали инициаторы проекта “Антирутина” – системы для автоматизированного анализа открытых данных о госзакупках.
По данным “Антирутины”, в 2016 году учреждениями здравоохранения региона было закуплено медикаментов и медицинских инструментов на 1,9 миллиарда рублей. Эксперты проанализировали сделки, сопоставив цены, по которым были закуплены товары, со среднерыночными показателями. В итоге доля перерасходованных средств составила 12 процентов или 228 миллионов рублей.
В масштабах страны “Антирутина”, проанализировав 60 процентов сделок в медицине, насчитала перерасход в размере 65 миллиардов рублей и выявила 28 тысяч подозрительных контрактов. Правда, не все они непременно коррупционные, указывают авторы проекта. Перерасход может объясняться колебанием курса рубля (при закупке импортных лекарств и техники) и просто разгильдяйством. Часть госконтрактов при этом не поддается анализу, потому что заказчик, например, запрашивает товар в неизмеримых величинах (парацетамол, шприцы и перчатки – одна условная единица).
Читайте также: Недолечение. Два миллиарда рублей недополучит система здравоохранения Ульяновской области в 2017 году.
На основе полученных данных проект “Антирутина” совместно с журналом “Деньги” подготовил рейтинг добросовестности регионов в сфере госзакупок на нужды здравоохранения. Ульяновская область с коэффициентов 6,5 показала средний результат, при максимуме 8,7 у Калининградской, Вологодской областей и Хакасии до минимуме 0,5 у Новгородской области.
Цифры свидетельствуют о том, что здравоохранение остается одной из самых коррумпированных отраслей страны, уступая в этом плане, пожалуй, только сфере строительства и ЖКХ. Ульяновская область, начиная с 2010 года, отметилась целой серией громких скандалов с переплатой по госзакупкам медицинского оборудования и лекарств. Наиболее распространенное нарушение – указание в аукционной документации характеристик закупаемого товара, которые соответствуют одному единственному зарегистрированному аппарату или препарату. Существуют схема, при которой исполняющим обязанности руководителя медучреждения назначается человек на время проведения сомнительных сделок, с последующим увольнением. Претензии предъявлять в таких ситуациях попросту некому.
Прозрачные и честные торги, по оценкам специалистов, позволяют снизить стартовую закупочную цену на 10-30 процентов. В Ульяновской области это позволило бы сократить дефицит медицинского бюджета, который в 2017 году, по прогнозам, составит два миллиарда рублей.