Второго февраля скончался участник ВОВ, почетный гражданин Ульяновска Михаил Михайлович Закурдаев. Руководство города и редакция нашей газеты выражает искренние соболезнования родным и близким ветерана.
Михаил Михайлович родился 26 октября 1924 года в Городце — старинном русском городе Нижегородской области. У Закурдаевых там был свой дом, в котором жили восемь человек — отец, мать, четверо детей, дедушка и сестра отца, к которой Миша был очень привязан.
— Спорт я любил с детства — посещал акробатический кружок, катался на лыжах. Старший брат Сережа работал токарем на механическом судостроительном заводе. Другой брат Костя работал там же, но еще посещал аэроклуб в Горьком — он мечтал стать летчиком. В войну один служил в парашютно-десантных войсках, другой — гвардии лейтенант, закончил пулеметно-минометное училище, — вспоминал ветеран, когда мы его навестили почти два года назад — в связи с солидным юбилеем — 90-летием.
Неудивительно, что именно за футболом фактически и застало начало Великой Отечественной войны нашего рассказчика. Шестнадцатилетний Миша серьезно увлекался спортом, и как раз на 22 июня 1941 года был назначен очередной матч в Чкаловске.
— Когда я вернулся с июньского матча, нас сразу с матерью отправили на строительство военного аэродрома. Таскали с ней тяжеленные бетонные блоки под светом наспех сооруженных прожекторов. А зимой 1942 года мы с ней попали в Ивановскую область. В лютую стужу мы строили там оборонительные рубежи. Сначала всю ночь жгли костры, чтобы земля оттаяла, а затем долбили ее ломом и лопатой. Почти у всех были обморожены носы и руки, — рассказывал Закурдаев.
После возвращения из Ивановской области Михаил Закурдаев поехал в Горький — сначала учился на стрелка-радиста, а затем закончил танковое училище.
— Оттуда нас уже сформированным экипажем отправили в Нижний Тагил за танками. Так и началась моя война.
Закурдаев участвовал в боях на 4-м и 1-м Украинских фронтах, а после тяжелого ранения, полученного возле немецкого города Леобшютц в марте 1945 года, его отправили в тыл.
— Это случилось в Силезии, возле Леобшютца. Была весна, слякоть, туман — в общем, видимость почти нулевая. Сначала танк шел вроде бы нормально. Но километров через восемь начался настоящий ад: наша 12-я гвардейская механизированная бригада попала под обстрел. Три фаустпатрона один за другим прошили бок танка, которым я командовал, и мы оказались в огненной ловушке.
У Михаила Михайловича всю жизнь хранилась память об этом дне — осколок, из-за которого он чуть не лишился ноги.
Мирная жизнь, как и военная, у Закурдаева началась с учебы: он закончил горьковский политех и в начале 1950-х годов переехал в Ульяновск — на завод имени Володарского.
— На патронном я был очень хорошо принят — сначала работал в отделе станкостроения, затем стал начальником инструментального цеха.
Параллельно Михаил Михайлович был задействован и на партийно-общественной работе. Он участвовал в строительстве дамбы, стадиона «Труд», административного здания облсовпрофа, межсоюзного Дворец культуры профсоюзов (КДЦМ) и плавательного бассейна «Спартак».
Отдельный значимый период в биографии Закурдаева — руководство заводом «Контактор» (он работал директором этого предприятия 11 лет). Тут также было сделано немало: достаточно сказать, что с 1965 по 1976 год на «Контакторе» велась масштабная реконструкция завода со строительством новых корпусов и повышением технического уровня производства.
Не забывал Михаил Михайлович и о спорте: будучи директором «Контактора», он длительное время обеспечивал финансово-хозяйственное содержание хоккейной и футбольной команд мастеров «Волга» центрального стадиона «Труд».
На пенсии Закурдаев долгое время возглавлял городской совет ветеранов, был зампредседателем областного ветеранского совета.
По отзывам близких и друзей до последних дней он сохранял бодрость духа и оптимизм.