Медсестра Рамиля надевает халат, шапочку и перчатки, в голубом медицинском наряде становится похожа на Снегурочку. Наклонившись над кувезом, она расправляет пеленку, на которой лежит крошечное существо. Девочка весом около 2300 граммов появилась на свет вместе с братом. Она дышит сама и шевелит губами. Тренируется, чтобы, когда подрастет, начать питаться маминым молоком. Рядом – брат. Он чуть больше, но сам дышать не может, поэтому подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. В изголовье у обоих детей стоят иконы. В отделение детской реанимации областного роддома, где мы находимся, родителям разрешается приглашать священнослужителей, чтобы покрестить новорожденных или провести другие религиозные обряды, которых требует их вера. Этой возможностью пользуются часто – для попадающих сюда детей и их родителей важна любая поддержка, в том числе и духовная.

Новогоднее чудо
Если Рамиля – Снегурочка, то ее руководитель, заведующая отделением анестезиологии-реанимации для новорожденных Галина Рознер – бабушка появляющихся в областном Перинатальном центре малышей. Галина Олеговна с детьми, оказывающимися в критическом состоянии, работает около 40 лет, ее можно считать одним из создателей системы детской реанимации в регионе.

Рознер рассказывает настоящую новогоднюю сказку. В праздники в роддоме преждевременно появился на свет мальчик, состояние которого медики по шкале Апгар оценили в 2-3 балла, то есть как крайне тяжелое. Ребенок родился с неонатальным сепсисом, выявить который до родов было невозможно. При беременности ослабляется иммунитет – и плацента не всегда в состоянии защитить плод от инфекций, которые могут носить матери и при этом сами не болеть. Медицинский персонал круглосуточно дежурил у мальчика в праздничные дни, ему вводили препарат для раскрытия легких, купировали воспаление антибиотиками. Состояние ребенка, несмотря на тяжелейшую инфекцию, удалось стабилизировать. В настоящий момент он получает лечение в условиях отделения патологии новорожденных.

Отделение детской реанимации оснащено современной аппаратурой, секреты которой Галина Рознер раскрывает непосвященным с удовольствием. Аппарат искусственной вентиляции легких – отечественный, не уступает зарубежным аналогам. Дозаторы – инфузхоматы, позволяющие внутривенно вводить ребенку нужные препараты с дозированной скоростью, под мониторным контролем. Транспортный инкубатор подарен Перинатальному центру Владиславом Третьяком. Благодаря ему недоношенные дети из акушерского отделения в реанимацию перемещаются подключенными к аппарату искусственной вентиляции легких.

Алина, Полина, Ангелина
40 лет назад, когда она начинала работать, вспоминает Галина Рознер, в городе практически не было аппаратуры для реанимации новорожденных. Выхаживание детей, родившиеся весом до полутора килограммов, было проблематично.

Сейчас Перинатальный центр ГУЗ УОКБ, открытый после ремонта несколько лет назад, имеет статус учреждения родовспоможения третьего уровня. В него попадают женщины, имевшие серьезные заболевания еще до родов и возникшие во время беременности, осложнения течения беременности, в том числе выявленной с патологией развития плода и угрозой преждевременных родов на ранних сроках – 22-32 недели. И медики имеют возможность выхаживать малышей весом от полукилограмма.

Вместе с заведующей акушерским отделением патологии беременности Перинатального центра Валентиной Ждановой мы проходим обычный путь поступающей беременной и роженицы. Начало пути – приемное отделение на первом этаже, где происходит первая встреча с персоналом и оформление первичной медицинской документации. Затем – отделение патологии беременности, родово-операционное отделение. В сравнении с условиями в других роддомах, да и вообще больницах области, все отделения устроены максимально удобно для пациенток.

– У меня есть патология, а лучшее место для беременных с патологиями – здесь, – рассказывает ждущая родов Юлия, срок беременности которой составляет уже 38,5 недели. – Здесь могут проконсультировать врачи – специалисты по моему заболеванию, это редкость. В другой больнице не было такого. И условия здесь очень хорошие: душ и туалет в каждой палате, в соседней комнате есть телевизор. Даже предусмотрена такая мелочь, как своя лампа над кроватью. Все очень удобно.

Из патологии мы переходим в родово-операционное отделение. В нем, как и в детской реанимации, много современной аппаратуры. И так же удобно все устроено для рожениц. Имеются индивидуальные родовые блоки, современные средства для активного поведения во время родов – мячи – и есть возможность принять теплый душ для расслабления в активную фазу родов.

В 2016 году в роддоме было принято более 3500 родов, 72 процента из них были осложненными. Поэтому нередко из родового отделения женщины попадают в отделение анестезиологии и реанимации для беременных и рожениц. Таков уж круг пациенток Перинатального центра. Кесарево сечение приходится делать более чем трети рожающих с учетом осложнений течения беременности и родов.

Послеродовые палаты в Перинатальном центре предусматривают совместное комфортное пребывание матери и ребенка. И даже если ребенку нужен особый уход, мама регулярно приходит к нему и, по возможности, кормит грудным молоком.

Все малыши, даже получавшие лечение в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей долгое время, выписываются в торжественно оформленном зале. На стенах возле него – фотографии счастливых семей и улыбающихся детей. “Алина, Полина, Ангелина”, “Гриша, Коля, Аркаша” – подписаны снимки рождавшихся в Перинатальном центре ГУЗ УОКБ троен. Их родители продолжают общаться с медиками, присылать фотографии детей и делиться новостями.

Сложнее год от года
В зале выписки тоже все продумано до мелочей. Родственники могут на телевизионном экране наблюдать, как медсестра одевает новорожденного. Мама переодевается и прихорашивается в отдельном удобном помещении. Поздравления родственников и фотографии на память проводятся в красиво оформленном зале с пожеланиями доброго пути малышам и их подросшим семьям.

Мы же поворачиваем обратно в здание, чтобы задать заместителю главного врача областной больницы по акушерско-гинекологической помощи Ольге Галкиной вопросы, которые в последнее время волнуют многих ульяновских беременных женщин.

Главной проблемой медучреждения остаются кадры. Общая укомплектованность медперсоналом – на уровне около 70 процентов, педиатрической службы – всего около сорока. Чтобы работать с появляющимися в перинатальном центре больными малышами, нужно дополнительное образование, а таких специалистов в регионе немного. Не хватает и детских медсестер – их в Ульяновской области не готовят. В результате учреждение само готовит для себя специалистов. Работа их ждет тяжелая – и физически, и морально. “Патологии у нас год от года сложнее. Сейчас те, кто раньше не мог мечтать о беременности, беременеют и рожают. А это огромная нагрузка на организм женщины и не всегда комфортное внутриутробное развитие ребенка. В результате мы получаем проблемную беременность. Борьба за жизнь и здоровье матери и ребенка требует большой работы всего персонала Перинатального центра – от консультативно-диагностического отделения и до отделения патологии новорожденных и недоношенных детей. Не весь персонал выдерживает эти нагрузки”, – рассказывает Ольга Николаевна.

В сложных ситуациях ульяновские врачи обращаются за консультативной помощью к более опытным коллегам, например, в Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени Владимира Кулакова. Посредством телеконсультаций ведущие специалисты страны дают рекомендации по ведению наиболее проблемных пациенток.

Проведенный ремонт и закупленное оборудование позволили поднять возможности и качество работы роддома областной больницы на новый уровень. В прошлом году врачи центра спасли 16 женщин, находившихся в критическом состоянии. Эта работа особо не афишируется, а вот за печальным отсчетом регион следит с пристальным вниманием. В ноябре 2016-го умерли две пациентки роддома. Одна в тяжелом состоянии была перевезена в Москву, где помочь ей не смогли и столичные врачи, другая скончалась в Ульяновске.

Говорить об этих случаях в областной больнице не отказываются.

По каждому подобному случаю больницу проверяют неоднократно. «Разборов проходит много, но главный разбор проходит у нас, когда мы ищем, что недоделано, что было не так. Мы себя прежде всего сами бичуем”, – говорит Ольга Галкина. Затем проводятся ведомственные проверки Министерства здравоохранения, Росздравнадзора на территории Ульяновской области с привлечением независимых экспертов по профилю, затем проводится проверка Следственного комитета. Только после проведения следственных действий решаются вопросы о виновности или невиновности медицинских работников.

Коллектив Перинатального центра ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» стоит на страже здоровья матери и ребенка. В прошлом году его сотрудники приняли роды у 25,8 процента всех беременных в регионе, то есть больше, чем у 3,5 тысячи женщин.

Лидия Пехтерева