По сельской улице, покрытой подтаявшим снегом, бежит лошаденка, запряженная в самодельные сани. На ее шее – колокольчик, грива украшена ленточками, а в санях – полно ребятни и сидит ряженый дед с большим чучелом в руках. Стенка на стенку О «кулАчках» на Масленицу нам рассказывали еще в прошлом году. В марте 2016 года ульяновские фольклористы -во главе с научным сотрудником регионального Центра развития и сохранения фольклора Михаилом Матлиным – приехали в Урено-Карлинское, чтобы записать воспоминания старожилов об этой интересной масленичной традиции. – Дрались два дня – в воскресенье накануне Масленой недели и потом – в Прощеный день. Зачинались «кулАчки» с собачьих боев. Был такой дядя Леша Сачков, он большой любитель стравливать собак. У него – овчарки, и кто-то со стороны своего пса приводил. Начинали травить – чья собака победит. Ну, естественно, хозяева тоже переживают, подзадоривают, а иногда и сами начнут драться, – припоминает баянист местного Дома культуры Николай Воронков, благодаря которому удалось зафиксировать основные детали «мужской потехи». Затем, по его словам, к делу подключались мальчишки. Именно они – с одобрения взрослых – «разманивали» драку. И только потом к «кулАчкам» подключались взрослые мужики. По традиции в боях взрослых принимали участие две большие партии: с одной стороны – парни из соседних Теньковки, Копышовки и Малого Уреня, а с другой стороны – представители сильного пола из Урено-Карлинского. – Встанут две стенки друг против друга – по два-три ряда в каждой. В ряду – человек десять; стоят на расстоянии вытянутой руки. От каждой стенки выходят те, кто разманивает. У нас вот любители разманивать были Колька Селезнев и Мишка Тарасичев. Они схлестнуться пару раз и тут сзади давить начинают. Такое пойдет – что аж вся кровь бутырится! У масленичной драки были свои правила. Если боец падал, то его никто уже не трогал: дерущиеся перескакивали через него и шли дальше. Били только руками и особым способом: удары как бы «накладывались» сверху или сбоку, при этом старались ударить именно по лицу. Ниже пояса, естественно, бить запрещалось. – Конечно, били не так, чтобы убить, – это же все ради забавы. Никаких кистеней или там еще чего подобного -упаси Бог. Только кулаки, ну, может, кто в перчатках. Я сам – большой был любитель этого дела. И нос мне ломали, и синяки ставили, и губы разбивали, но никогда не случалось чего-нибудь серьезного – там травма большая или чтоб убили кого. Мы же все сельские, знаем друг друга, это все любительская драка. Победившая сторона «гнала» проигравших, стараясь их вытеснить либо за магазин, располагавшийся на другом конце села, либо вообще за пределы поселения – за мост через местную речку. Нередко масленичная битва напоминала «волны» -то одна партия теснит, то другая берет верх. Восстановили традицию – Конечно, речь идет о реконструкции, – поясняет Михаил Матлин. – Сегодня здесь собрались представители клуба рукопашного боя «Буза» из Ульяновска и Самары. Им помогут местные мужчины, то есть проведут для них своеобразный мастер-класс – покажут, как правильно двигаться и наносить удары. Надо сказать, что реконструкция кулачных боев была кульминацией более масштабного мероприятия. Дело в том, что в Урено-Карлинское приехали известные творческие коллективы из Ульяновска и Самары. Среди них – фольклорный театр «Веретено», ансамбли «Ладанка», «Отрада», «Жихарка» и другие. На праздник собрались не только многочисленные местные жители, но и зрители из окрестных сел, соседних районов и городов. К примеру, были гости из Сенгилея, Языкова, Карсуна, Тольятти и Самары. Думается, участники открытия Масленицы нисколько не пожалели, что не остались в прошедшее воскресенье дома. Помимо различных концертных номеров их ждали многочисленные игровые площадки. Дети и взрослые могли покататься с горки, посоревноваться в битве подушками, поиграть в различные народные игры и разучить со специалистами народные танцы – именно те, которые были когда-то популярными на территории Ульяновской области. Кроме того, желающие имели возможность поучаствовать в мастер-классах по гончарному ремеслу, изготовлению обережных куколок, посмотреть фильм, посвященный масленичной традиции Урено-Карлинского. Также наш корреспондент присоединился к обходу дворов, который проводили фольклорные коллективы и местные ребятишки. Хозяева угощали поющих гостей блинами, пирогами и чаем. Кстати, во время праздника продавались различные праздничные вкусности – выручка от этой торговли пойдет на восстановление сгоревшего храма в Прислонихе. Ну и, конечно, самым зрелищным событием стали кулачные бои. Стенки сходились несколько раз, битва по традиции закончилась подкидыванием шапок вверх и братанием. Видео разных эпизодов урено-карлинских «кулАчек» можно посмотреть на нашем сайте: ульяновск-сегодня.рф. – Это что! – говорили старики нашему корреспонденту после битвы. – Тут побились-то всего ничего: пятнадцать минут. А раньше по три-четыре часа было – одни устают, другие приходят. До тысячи человек зрителей и пара сотен дерущихся мужиков. Вот это да! Тут хочешь не хочешь – а кровь закипит в жилах и бросаешься на выручку! Даже самые старые мужики, которые едва ходить могли, и те выбегали подраться! В Ульяновске – не хуже! Так, 24 февраля, в пятницу, перед Домом культуры «Киндяковка» в Железнодорожном районе организуют «Тещины вечерки». А 25 февраля «Золовкины посиделки» отметят жители Ленинского района. Центральной площадкой празднования станет парк «Победа». Кстати, все без исключения городские парки (как и ТОСы) задействованы в праздновании Масленицы. Подробную программу можно посмотреть по следующему адресу: http://культуравдвижении.рф. Центральной площадкой масленичных гуляний традиционно станет площадь Ленина, где 26 февраля, в Прощеное воскресенье, пройдет целый ряд праздничных мероприятий – в том числе кулачные бои. Отметим, что площадь поделят на четыре зоны – молодецкую, игровую, блинную и концертную. Для горожан подготовлены интерактивные программы, будет установлена карусель, пройдут мастер-классы по народным танцам. Также запланированы дегустация блинов, чайная площадка, песни под баян и пиротехническое шоу. Евгений Нувитов Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
видео
Видео к этой статье: https://www.youtube.com/watch?v=uyT-D1Lg9RQ
Бредсосед
Молодцы.Ребята по хорошему двинуты на этой теме. Историю изучают.Чтят традиции. В стенке разок стоял.Ссыкотно но круто!
Аноним
Вот бы эту”сладкую парочку”Иваныча да его ставленника толика бакеева,в круг запустить этих боёв вот это было бы зрелище века….
Жан Миндубаев
А без кулачных боев никак нельзя отпраздновать? Или , возможно, надоть возродить такие “народные обычаи” как обмазывание дегтем ворот тех дворовЮ глен “неправильные девки” живут? А “ишшо” неверных денущек в монастыри заточали? “Ведьму” на костре жгли?
Но особенно впечатляет, как группа поющих женщин почти по колено в снегу идут по нечищенной сельской улице и через силу поют( для камеры, понятно) Потом, поди, черыхаются…
Короче, традиции не умирают! Виват, как воскликнул бы Петр Великий, большой ненавистник дурных традиций…
Аноним
Зануда
р
Уважаемый Жан, вы этот коммент четвертый раз уже пишете. Слово в слово – несколько лет подряд. Придумайте поразнообразнее что-нибудь! Обмазывание дегтем ворот – одна из многочисленных деталей свадебной и предсвадебной обрядности. В народной культуре много чего еще было – или вы только об этом знаете? Оцениваете это с какой-то выхолощенной, псевдогородской культуры.
Бредсосед
Показатель молодецкой удали и смелости. Мордобой всегда был и будет. Кулачный бой на масленницу исклюительно уважительное друг к другу мероприятие.
Жану Миндубаеву
А вот насчет девушек, которые якобы через силу поют, на камеру, вы очень даже зря. И “Веретено”, и “Ладанка” и сами пели с огромным удовольствием, а уж слушать их было вообще сказочно приятно и радостно. И улицы в Урено-Карлинском чищены были, просто мело в этот день с утра очень сильно, а машин по селу проехало множество, вот и образовался такой снежный покров на дороге. Замечательный праздник был в Урено-Карлинском, люди до сих пор впечатлениями делятся и радуются, что для них устроили такое великолепное зрелище.
Васо Колбасо
Да, массовый мордобой это конечно хорошая традиция, годная. Без неё в 21 веке никуда.
Поставьте Invisible Google Recaptcha вместо дурацких букв!
!?!?
Да не было там никакого массового мордобоя! Что это вы все только это и увидели? Реконструкция ЭПИЗОДА кулачного боя была и только! Это была малюсенькая частичка всего праздника.
КОРСУНЬСКИЙ_КУРЕНЬ
Обычно редко оставляю комменатрии, но в этот раз решил высказаться. Местного населения на “этом празднике жизни” практически и фактически не было, поскольку оно все вымерло, остались единицы. Это факт. Привезли “заезжих” из Самары и Тольятти на автобусах, судя по всему все профессиональные участники гастролирующих групп специально заточенных делать “праздник” в контретном полумертвом населенном пункте с подготовкой видеотчета перед властьпридержащими о том, что село живое, народу в нем живет тьма, что аж кулачные бои стенка на стенку устраивают. Зачем создается иллюзия того, что село не вымерло, и кому нужна эта “театральная постановка”?
Старший возраст
Раньше подобное мероприятие ни кто не организовывал, оно организовывалось само собой. Где то в 1983-1985 партийные органы стали запрещать эти бои. Но молодежи все рано было много и с центральной улицы уходили на другую
!?!?
Ну, уважаемый, вы явно не карсунский, потому что иначе знали точно (это факт, как вы изволили высказаться), что как раз Урено-Карлинское точно не вымерло! Село большое, в несколько улиц. Живут здесь люди разного возраста. Есть средняя школа, детский сад, недавно капитально отремонтировали местный ФАП, полностью газифицировано. Единственное село в Карсунском районе, где развит придорожный сервис, есть три автозаправочные станции. Сюда из Карсуна ездят работать, а в местную школу – приезжают дети из Карсуна и Языково. Да, на праздник действительно приехали настоящие профессионалы из Ульяновска и Самары, но именно благодаря им и получился такой веселый праздник. А в составе этих фольклорных коллективов, кстати, есть и бывшие воспитанники Карсунской детской школы искусств. Если бы вы были в самом деле карсунско-уренским, то даже на фотографиях увидели бы множество своих земляков. Так что, зря вы решили высказаться – не попали в тему!
Уренские и Белозерские
Спасибо, что для нас созданы такие комфортные условия проживания. Мы счастливы так же как и Вы.
КОРСУНЬСКИЙ_КУРЕНЬ
Я не по фотографиям определял на этом “празднике” своих земляков, как вы выразились, а лично на нем присутствовал или, точнее казать, наблюдал со стороны, поскольку в массовке под названием “благодарные зрители” не смог найти уренских, а тех, кого нашел были единицы и расположились они встороне от банкета. Это тоже факт. Права высказаться или промолчать относительно каких-либо событий, происходящих на моей малой родине, является ислючительным моим личным правом и не вам решать зря я это сделал или не зря, не ваше это дело. Ваше дело пропагандистские клише выдавать. Теперь точно попал в тему
!?!?
Ух ты, наблюдатель какой! Да нет у меня никаких пропагандистских клише, и на празднике я тоже был всё время, и уренских встретил там достаточно много, а с ними ещё и белозерских, и усть-уренских, и языковских, и теньковских, и карсунских, и даже сосновских. Наверное вам плохо было видно со стороны-то. А так чего же, высказывайте, конечно, своё мнение, никто вам не вправе запретить грязь лить на своих земляков.
земляки
Не гневи Бога, корсуньский_курень! Если уж решил говорить про вымершие сёла, тогда называй поселок Ивановский, Сп. Куроедово. Были когда-то такие населенные пункты совсем рядом с нашим Уренем. А теперь где они? Нет! Вот они вымерли, а зачем такое говорить про родное живое село!
!?!?
Вот и я про тоже! Конечно, есть и у нас в Карсунском районе, как по всей России сейчас, сёла, от которых остались одни названия. Кроме тех, что вы назвали, я вспомню ещё Александровку, Ростислаевку, Садок, Кошелёвку, Комаровку. И ставить в один ряд с ними Урено-Карлинское – по крайней мере, непорядочно по отношению к своим землякам
Курень
никого не обливает грязью, Он высказывает свое беспокойство и озабоченность продолжающимся обезлюживанием сел деревень. Вы сами приводите конкретные примеры сколько уже нет сел в районе и сейчас ежегодно с карты района исчезает среднее по численности село. Вот в чем вопрос. А реальную действительность все мы оцениваем по разному. Да придоржный сервиз, три заправки, сельхозпредприятие. В то же время полсела разных возрастов с лета до глубокой осени сидит на асфльте и заглядывает на проходящие машины. Может для кого то это и хорошо, приличный заработок. а для кого то это унижение, что эти люди предоставлены сами себе и никому не нужны
Цветик
Пошел Гаврила на забаву поглядеть –
Как бьются удальцы на кулачках.
Теперь вот дома вынужден сидеть –
Два зуба нет и рожа в синяках…
77777
А на … д… всякое возрождать???? Сейчас, что, каменный век, чтобы морды бить? Хорошего ничего не было? Возродить больше нечего? Дикари, какие-то! Возродите, пахоту на полях, молотьбу, способность к труду с малолетства и тд. В былые времена, дети с 6 лет в поле родителям помогали. P.S. Аринина эта со своей Ладанкой и старообрядцами, пусть на основном месте работает лучше, где она там числится? Директор ульяновского училища культуры, зарплата небось, не маленькая, только не бывает она там по ходу, раз всё время ходит поёт по дворам области.
Было в Урене и хорошее
и есть что возродить. что бы приучать к труду с малолетства. Помню совсем недавно именно в основном в этом селе. а люди сдесь особенно приветливы, дружелюбны и не держат камень за пазухой во время дйствия программы поддержки занятости населения работодатели организовывали рабочие места с надомным характером работы, для инвалидов, многодетных родителей, матерей одиночек. семьй где рородители были безработными. На этих рабочих местах вместе с родителями работали и их несовершеннолетние дети. особенно хорошо получилось у многодетной мамы Ч. четыре несовершеннолетние дочери которой получив материальную поддержку за счет средств областного бюджета, часть ее направили на приобретение молодняка животных уже для своего личного подсобного хозяйства. Все это помогло им выйти из трудной жизненной ситуации. Уверен. что такого рода добрые дела снова возродятся.
Жан Миндубаев
Цитирую трепетные воспоминания жителей деревни( один из ьних культработник):”И нос мне ломали, и синяки ставили, и губы разбивали..”Зачинались «кулАчки» с собачьих боев. Был такой дядя Леша Сачков, он большой любитель стравливать собак. У него — овчарки, и кто-то со стороны своего пса приводил. Начинали травить — чья собака победит. Ну, естественно, хозяева тоже переживают, подзадоривают, а иногда и сами начнут драться..” Хороши были забавы ,не напоминают они некоторые мерзкие обычаи полудиких племен, а?( петушиные бои в латиноамериканских странах – и все такое прочее. Хотели бы вы видеть сегодня грызню стравленных собак? Желали бы вы , чтобы вам сломали нос или выбили зубы в такой “молодецкой потехе”? Да еще и пытаетесь выдать эти рудименты прошлого за некое проявление “фольклора”? Да и вообще: какой такой “фольклор”( ьто бышь устное творчество) может существовать в эпоху всеобщей грамотности, интернета, телевидения? скажите уж роще: “Кормиться хотим..” будет понятнее и правдивее.
Когда
учился в школе принимал участие в этом празднике. когда работал парторгом в этом селе принмал участие в дезорганизации этого мероприятия. А в принципе в этой дикости есть и положительные моменты. ведь все равно нельзя прожить жизнь. что бы хотя бы один раз не подраться. А это какой никакой все равно опыт.
!?!?
Удивляюсь вашей уверенности в том, что в наше время фольклора не существует. Вы знаете, он всё-таки есть! И от всеобщей грамотности (очень сомневаюсь в том, что она ВСЕОБЩАЯ) он совсем никак не зависит
Жан Миндубаев
на филфаке казанскго ГУ целых два семестра вела курс “Фольклор народов СССР” доктор наук некая Гортензия Александровна. Она, в частности, приводила в пример фонтанирующего “Фольклора” знаменитое:
“на дубу зеленом,
Да над тем простором
Два сокола ясных
Вели разноворы…
Лжин сокол -Ленин. И мы верили, что этот бред-творчество некой архангелогородской сказительницы (ФИО было)
Уже позднее выяснилось, что ЭТО накарябал в молодости ( ради выживания, конечно) хороший поэт, позднее Депутат Вепховного Совета, Герой соцтруда и все прочеее )М.В.Исаковский. Вот вам и “фольклор”…
А у вас кто эти побрякушки сочиняет, тов доцент?
Жругой сокол-Сталин..”
!?!?
Что-то вы либо торопитесь и не те кнопочки нажимаете, либо всеобщая грамотность до вас не дошла
Жан Миндубаев
Всеобщая грамотность до нас до всех не совсем дошла, надо признать честно. Но и тороплюсь, конечно, донести суть здравого смысла хотя бы до некоторых. Хотя понимаю всю безнадегу этих моих попыток…
Как-то так плучается, что здравый смысл стремительно уступает место кликушам и хитрованам всех мастей. Так что уж извините.