Эксперимент по передаче функций социального обслуживания ульяновцев коммерческим структурам провалился. Теперь за дело возьмется Красный Крест.

Надомное обслуживание жителей Заволжского района оказалось под угрозой срыва после передачи соответствующих полномочий от ООО «Дейли» региональному отделению Российского Красного Креста. Как отмечают в региональном минздраве, с коммерческой организацией возникли «финансовые разногласия», которые коснулись оплаты ранее оказанных услуг. По некоторым данным, частный оператор недосчитался нескольких десятков миллионов рублей, выплачивать которые власти отказываются.

Привлечение коммерческих структур в сферу социального обслуживания стало возможным с 1 января 2015 года, после вступления в силу Закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Система открылась для частного сектора. То есть сейчас оказывать услуги могут как государственные учреждения, так и частники: индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации. Изначально предполагалось, что сфера станет конкурентной, а у человека появится возможность выбора лучшего исполнителя. Организации, которые получают государственный заказ, оказывают услуги по утвержденным регионами тарифам. Тарифы эти и стали камнем преткновения во взаимоотношениях власти и бизнеса.

В 2014 году в регионе была принята Комплексная программа повышения качества жизни пожилых людей в Ульяновской области на 2014-2018 годы, которая предусматривает, кроме всего прочего, активное привлечение бизнеса в сферу соцобслуживания. В документе говорится, что в области живет 15316 (семь процентов от общего количества пенсионеров) одиноких либо одиноко проживающих граждан, требующих социального обслуживания, 8919 человек (три процента от общего количества пенсионеров) тяжелобольных людей, нуждающихся в паллиативной помощи, и 1322 недееспособных и ограниченно дееспособных пожилых людей, над которыми установлены опека и попечительство.

Пожилые люди обслуживаются на дому на договорной основе бесплатно (менее одного процента от воспользовавшихся услугой), на условиях частичной оплаты (4,3 процента), на платной основе (95,3 процента). Платными, бесплатными или же частично платными такие услуги являются в зависимости от уровня доходов больного. Помимо таких традиционных видов помощи, как доставка медикаментов, медицинских изделий, продуктов, уборки помещений, востребованными также являются дополнительные платные услуги: социальный парикмахер, перевозки, мелкий бытовой ремонт.

В соответствии со статьей 15 Закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае: полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличия в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличия ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствия попечения над ними; наличия внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличия насилия в семье; отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствия работы и средств к существованию; наличия иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Вообще государство помогает организовывать уход за стариками несколькими способами. Одинокий пенсионер может быть помещен в социальный стационар. Это самый затратный вариант.

Второе направление – регулярное посещение пожилых социальными работниками на дому, обеспечение их продуктами, лекарствами. Однако в Федеральном законе о социальном обслуживании населения сказано, что доступность соцобслуживания обеспечивается наличием поставщиков соцуслуг, соцработников, достаточностью финансовых ресурсов, транспортной доступностью поставщиков услуг и соцработников и стандартизацией услуг. То есть если не хватает денег или нет машин, то и социальных услуг не будет. Порядок оказания нетрудоспособным гражданам соцуслуг прописан в Постановлении правительства Ульяновской области от 28.02.2011 года №78-П «О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области».

Наконец, взять на себя обязанность ухаживать за больным или пожилым человеком вправе кто-то из его родственников или знакомых, получая при этом пособие в размере 1200 рублей в месяц. Однако здесь существуют серьезные ограничения – получать такие выплаты могут только трудоспособные, но не работающие люди. Таких найти трудно, но они все же находятся – предлагают родственникам лежачих больных оформить выплаты на себя, забирая при этом иногда половину от причитающихся 1200 рублей. Такой своеобразный «бизнес» на стариках.

В любом случае, чтобы добиться права на соцобслуживание, нужно собрать кучу справок и свидетельств, подтверждающих недееспособность. Выходит, чтобы добиться получения положенной льготы, больному нужно обладать недюжинным здоровьем.

Дмитрий Минаев