Величественные и романтически-притягательные танцы прошлых веков стали вдруг популярны в XXI веке. И не только в кино или театре, а в жизни, как одна из форм досуга. Пока одна группа молодых людей потеет в разного рода спортзалах, вторая наслаждается рукоделием, третья пропадает в социальных сетях, эта группа разучивает торжественный полонез, манерную мазурку, игривую польку и, конечно, лирический вальс. На таких балах бывает жительница Ульяновска Маргарита Скоморохова. Это молодая мастерица, которая одела в сшитые ею платья уже не меньше десятка девушек из разных городов России.

Главное – корсет и кринолин
Недавно в музее городского быта «Симбирск-Ульяновск конца XIX – начала XX веков» открылась выставка, посвященная теме бала – его этикету и костюмам. По словам куратора выставки, научного сотрудника музея Ирины Лукьяновой, можно предположить, что в гостиной этого уютного дома могли проводить небольшие домашние балы. В экспозиции представлены такие притягательные для женских глаз предметы, как изящные сумочки, ажурные перчатки, карнавальные маски – непременные атрибуты светских раутов и балов. Платья в витринах не принадлежали местным барышням, они сшиты портными в нашем драмтеатре, в них десятки лет назад танцевали на сцене актрисы, – это уже настоящие экспонаты. А вот наряды на манекенах сшиты совсем недавно, у них своя история.

– Я изучала в университете дизайн костюма, – рассказывает их автор Маргарита Скоморохова. – Я и не думала, что буду шить исторические платья, просто в какой-то момент увлеклась культурой XIX века. А в 2014 году меня пригласили во Владимир на бал. Мне и еще нескольким мастерицам дали один и тот же эскиз платья в стиле первой четверти XIX века: идея была в том, чтобы посмотреть, насколько по-разному можно сшить платье по одной и той же картинке. Мы вольны были в выборе тканей, цветовой гаммы, деталей отделки. Так я и сшила свой первый исторический костюм. Приехав во Владимир, я почувствовала, что словно попала в сказку. Эта атмосфера с особой культурой, этикетом увлекла меня, и я решила профессионально изучать исторический костюм. Главное в нем – основа, каркас: кринолин, корсет и нижняя юбка.

Против правил
Маргарита стала ездить на балы в разные города и постепенно набрала заказчиц – теперь ее платья хранятся в гардеробах девушек из Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Пензы.

– XIX век – время натуральных тканей, поэтому я ищу натуральные шелка, хлопок, шерсть, – рассказывает Маргарита. – К сожалению, нужную ткань долго приходится искать по каталогам, заказывать, ждать. Но от правильно выбранной ткани зависит общий облик, поэтому ожидание того стоит. Но, придерживаясь историчности, мастерицам приходится идти и на уступки. Заказчицы просят сделать платья более легкими и удобными. В XIX веке количество нижних юбок иногда доходило до семи! Чтобы создать форму пышной юбки, а костюм сделать легче, мы берем для нижних юбок не тяжелый хлопок, а легкий фатин или тафту. В платье, сшитом по всем правилам, оказывается, неудобно поднимать руки – девушки просят, например, вставить резинку – и хотя это отступление от исторической правды, мы делаем и это.

Где отцы?
Любопытно, что молодежь изначально увлеклась именно разучиванием забытых танцев, а не внешней стороной балов: поисками подходящих зданий, исторических памятников XIX века с просторными залами, заказом исторически достоверных костюмов и созданием причесок в духе выбранной эпохи организаторы балов стали заниматься позже, весь этот антураж стал дополнением к танцам. Заодно молодые люди стали изучать и светский этикет.

– Если бал устраивала императорская семья, нельзя было просто не явиться на него, – рассказывает Ирина Лукьянова. – В ответ на приглашение человек должен был прислать письмо с объяснениями. Молодые девушки не могли приезжать на балы в одиночестве: их непременно должна была сопровождать мать или другая дама почтенного возраста. Известен случай, когда иностранец из числа приглашенных на бал удивился огромному количеству пожилых женщин на балу. Когда ему объяснили, в чем дело, он воскликнул: «Но разве у них нет отцов или братьев?». В XIX веке в моду вошли платья с глубоким декольте, но во время танца мужчине запрещалось касаться обнаженных плеч и спины прекрасной дамы. В том же веке на балы ворвался романтичный, волнующий танец – вальс. Светское общество поначалу восприняло его как крайне непристойный: еще бы, мужчина должен встать так близко к женщине, обнять ее за талию и в тесном объятии кружиться по залу! А сколько курьезных случаев случалось на балах-маскарадах: на одном из них молодой мужчина увлекся собственной матерью, которая сняла маску лишь на пороге дома. Рассмеявшись, она предложила сыну вернуться на бал и продолжить веселье, но раздосадованный юноша ответил: «Ну уж нет, а то еще и бабушку встречу!».

Анна Школьная