Владелец сгоревшего автомобиля «УАЗ Патриот» Алексей Чучмарев добивается от Ульяновского автозавода выплаты компенсации за уничтоженный огнем внедорожник. Причиной возгорания, настаивает он, стал заводской брак. Автопроизводитель при этом обвиняет водителя в неправильной эксплуатации машины.

ЧП произошло 21 июня 2016 года в Липецкой области. Алексей вместе со своим шестилетним сыном ехали на «Патриоте» к пляжу. Путь пролегал через заболоченное поле. В какой-то момент внедорожник застрял. Водитель стал пытаться выехать из трясины с раскачки автомобиля – то есть с помощью коротких движений вперед и назад. Внезапно из задней части авто повалил дым. Выскочив из машины и высадив малыша, Алексей попытался определить место возгорания и воспользовался порошковым огнетушителем. Однако попытки оказались тщетными. Пламя охватило машину, которая полностью выгорела за 15 минут. Огнем были уничтожены оставшиеся внутри видеорегистратор и мобильный телефон.

К счастью, обошлось без жертв, но приобретенный в 2014 году автомобиль восстановлению не подлежал. Спустя несколько дней Алексей получил на руки заключение от полиции об отказе в возбуждении уголовного дела и отписку от МЧС с формулировкой «определить причину возгорания не представляется возможным».

Алексей написал претензию в автосалон, где купил УАЗ, и на завод, попросив заменить ему автомобиль, который находился на тот момент на гарантии. В ожидании ответа он за свой счет провел экспертизу стоимостью 20 тысяч рублей, которая обнаружила производственный брак. В ответ завод попросил автовладельца предоставить сгоревшую машину для своих экспертов из ООО «Априори-эксперт». Алексей согласился.

Новые эксперты дали заключение: «Причиной возгорания является попадание трансмиссионного масла на разогретую до рабочих температур трубу глушителя со стороны заднего сальника раздаточной коробки трансмиссионного масла. Попадание трансмиссионного масла на выпускную систему произошло из-за разгерметизации полости раздаточной трансмиссии после накопления растительности под рабочей кромкой сальника выходного вала карданной передачи для привода заднего моста. Разбрызгиванию трансмиссионного масла способствовало вращение деталей карданной передачи в момент буксования автомобиля. При попадании масла на поверхность трубы глушителя происходило его испарение, образование паровоздушной смеси с последующим ее воспламенением». Такая трактовка произошедшего позволила руководству УАЗа отказать заявителю в претензиях, сославшись на нарушении правил эксплуатации – оказалось, что на автомобиле «УАЗ Патриот» нельзя буксовать.

В ноябре прошлого года ОАО «УАЗ» подало на Алексея Чучмарева в суд с требованием возместить потраченные на экспертизу 120 тысяч рублей.

Алексей стал активно рассказывать о произошедшем на форумах автолюбителей. Историей заинтересовались сразу несколько федеральных СМИ. Руководство УАЗа, видимо, стремясь погасить поднятую волну негативных отзывов о своей продукции, направило Чучмареву письмо, в котором выразило готовность отказаться от своих претензий на 120 тысяч рублей. Однако в ответ автовладелец подал встречный иск с требованием взыскать с автозавода 620 тысяч рублей, отданные за автомобиль, и ходатайство о проведении пожарно-технической экспертизы, которая должна будет выявить истинную причину возгорания. Очередное судебное заседание назначено на 19 апреля.

Дмитрий Минаев