Степан Горин
Жители поселка Цемзавод в Сенгилеевском районе на сходе с депутатом рассказали о том, как осложнилась их и без того трудная жизнь после реализации инвестпроекта по строительству на базе старого заводика огромного предприятия коропорацией «Евроцемент групп». Работы для местных там нет, а вред от завода – серьезнейший.

На сходе в конце февраля, запись которого была опубликована на YouTube, жители рассказали об огромном экологическом вреде, который наносит цементный завод поселку. Так, жители отметили, что даже при старом цемзаводе, который дал название одноименному населенному пункту, работали очистные сооружения.

– Потом все это разрушили, и теперь очистные сооружения на поселке отсутствуют, все идет в Волгу, – отметила одна из жительниц поселка, добавив, что завод в 2016 году, как и сейчас, работает без фильтров. Утверждается, что из-за того, что они чаще всего выключены, поселок покрыт пылью.

Другой житель сообщил, что самое опасное – это отходы от сгорания. Завод постоянно дымит, а сжигают на цемзаводах не самые полезные вещества. Так, например, жгут серный колчедан, он же пирит, который раньше использовали для получения серной кислоты, а теперь применяется в качестве корректирующей добавки при производстве цементов. Ингредиенты для будущего цемента сваливают прямо на берег Волги.

– Продукты сгорания колчедана – сера, ангидрид, все прочее, – заявил житель на сходе. – Все это летит на нас. Когда ветер дует со стороны Волги в сторону поселка – дышать невозможно.

Вред экологии – это полбеды. Два лета подряд, утверждают жители, поселок испытывает серьезные проблемы с водой. Это подтверждают и люди, не пришедшие на сход – так, в соцсетях сообщали, что полтора года назад воды в поселке не было все лето – как раз в период наиболее полной загрузки завода.

– Возили нам воду машинами. Ждем лета как кары небесной, – заявила одна из жительниц.

Жители также рассказали, что в поселке возле местной больницы стоят резервуары питьевой воды, которую предприятие использует на технологические нужды – родниковой водой моют машины и дороги. Сотрудники завода позже пояснили, что делали это из-за того, что получить техническую воду не было возможности из-за поломки водозабора на Волге.

Многое можно было бы простить, если бы предприятие давало людям работу. Но из самого поселка на заводе работают 15-20 человек – остальных сотрудников в основном привозят автобусами из других мест.

И вид самого поселка угнетает: дороги разбиты, дома стоят разрушенными. До сих пор символом поселка является наполовину разрушенный дом, к которому обязательно проезжаешь по пути на завод. Одна его половина разрушена и закрыта сеткой, во второй – живут люди… И – новенький, только в 2015 году открытый, издевательски яркий завод.

Еще картина, которую на сходе «обрисовали» местные жители: в поселке стоят два плаката, на одном из которых написано «Водоохранная зона», на другом – «В созидании с природой». Находятся они на фоне «Цемзавода», который, «созидая», продолжает дымить.

Инвестор при этом имеет льготы, в 2016 году ему списали налоги на 150 миллионов рублей. Польза от такого инвестпроекта сомнительна.