Степан Горин
Ульяновская область выступила с инициативой повышения штрафов за неоформление статуса предпринимателя. Идею одобрил полпред президента в ПФО Михаил Бабич.
В региональном правительстве нам пояснили, что с инициативой выступили по сути не чиновники, а «предпринимательское сообщество», пожаловавшееся на «нечестную конкуренцию». Увеличить штрафы самостоятельно у региона не получится – в данном случае это прерогатива федералов.
Чиновники облправительства ссылаются на слишком низкие штрафы за неоформление статуса ИП или юридического лица. Сейчас они составляют 500 рублей, за повторное нарушение – 2 тысячи рублей. Утверждается, что это несопоставимо с прибылью, которую в конечном счете получают предприниматели, работающие «в тени». Главной же причиной желания облправительства увеличить штрафы, конечно, являются потери от недополученных налоговых доходов.
Впрочем, ясно, что в тень бизнесмены уходят не от хорошей жизни. Налоги при и так небольших доходах для многих оказываются непосильной ношей. Отметим, что по результатам всероссийского опроса главными проблемами предпринимательской деятельности 2016 года названы снижение спроса, недостаток квалифицированных кадров и рост цен и тарифов. Каждый из этих вариантов набрал чуть менее трети голосов предпринимателей. Коррупцию и чрезмерный надзор главными проблемами назвали 28,5 процента бизнесменов. Избыточно высокие налоги как одну из главных проблем в 2016 году назвали 27,9 процента респондентов – тоже почти треть!
Ясно, что избавиться от налогов – самый простой для предпринимателей способ сэкономить, хотя и незаконный. Незарегистрированный предприниматель точно так же сталкивается с повышением цен и тарифов, ростом затрат на сопровождение бизнеса, снижением спроса, но зато избавлен от необходимости, во-первых, платить государству, во-вторых, проверяться государством. Пока не будут решены проблемы с госнадзором, пока сдавливается на шее предпринимательского сообщества тарифная и ценовая удавка, предприниматели так и будут уходить в тень – либо вообще не регистрируясь, либо, по крайней мере, платя «серые зарплаты».
Малый бизнес жалуется, что повышаются цены не только на расходный материал. Дорожают кассовые аппараты, получение аккредитации – и все это, как отмечают эксперты, связано именно с новыми требованиями государства. Предприниматели приводят примеры: значительно увеличилась налоговая нагрузка на ИП, применяющих ЕНДВ и упрощенку, после перехода на налоги на имущество от кадастровой стоимости. Была введена обязанность оснащать изделия из натурального меха контрольными идентификационными знаками; если они продаются без чипов, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Введены высокий утилизационный сбор на самоходные машины, высокая плата на пунктах весового контроля, та же система «Платон». Эксперты отмечают, что иногда стоимость специального разрешения на провоз превышает стоимость самой грузовой перевозки. И так далее.
При этом надзорные каникулы не все спешат называть эффективным инструментом. Под действие федерального закона не попали налоговый контроль, страховой и банковский надзор, ряд других проверок, да и количество других надзорных мероприятий сократилось не столь значительно. Ясно, что многие предприниматели предпочли бы этот надзор на себе не ощущать. В то же время те, кто работают честно, естественно и справедливо жалуются на неравную конкуренцию. И дело тут не только и не столько в маленьких штрафах.
.
Начать с фундаментальных и простых вещей-сделать пособие по безработице 10 000-прожиточный минимум, для начала. А дальше думать о росте и подьеме, решать задачи.