В Законодательном Собрании состоялся «круглый стол» по теме: «О принимаемых мерах по недопущению роста тарифов на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей». В работе приняли участие председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутат Руслан Кантемиров, директор департамента цен и тарифов министерства развития конкуренции и экономики развития Ульяновской области Сергей Ципровский, заместитель генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» Наталия Милевская, заместитель директора департамента топливно-энергетического и водохозяйственного комплексов министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Руслан Зиннюров, фермеры и руководители сельхозпредприятий, представители ряда муниципалитетов.

Виктор Антипов отметил, что проблема высоких тарифов на электроэнергию для сельхозпроизводителей всех типов остается актуальной. В отдельных предприятиях тариф превышает шесть рублей за киловатт/час. Аграрии вынуждены закладывать высокие тарифы в себестоимость продукции.

Наряду с высокой стоимостью минеральных удобрений, посевного материала, сельхозтехники, запчастей, ГСМ, закредитованностью предприятий, высокие тарифы на электроэнергию для сельхозпроизводителей становятся существенным фактором сдерживания развития агропрома. Это противоречит необходимости стимулировать развитие сельского хозяйства в современных экономических условиях. В настоящее время существуют две основные группы потребителей электроэнергии – население и реальный сектор экономики. В Ульяновской области население платит за 1 кВт/ч более 2 рублей, предприятия промышленности – от 3 до 4,5 рублей, аграрии (входящие в группу «прочие потребители») – от 4 до 6 рублей и более.

Тем не менее представитель «Ульяновскэнерго» Наталия Милевская охарактеризовала существующие тарифы как экономически обоснованные и устанавливаемые в полном соответствии с федеральным и региональным законодательством.

По словам директора департамента регулирования цен и тарифов Сергея Ципровского, можно законодательным путем создать льготную категорию потребителей, например «сельхозпроизводство», однако дотировать ее должен бюджет региона. Он пояснил, что конечные цены на электрическую энергию не под­лежат государственному регулированию (за исключением тарифа на услуги по передаче, сбытовой надбавки и тарифов для населения). Предельные уровни нерегулируемых цен определяются как сумма следу­ющих составляющих: стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью про­цесса снабжения электрической энергией (услуги по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка ОАО «Ульяновскэнерго»; инфраструктурные пла­тежи). Данная составляющая утверждается на один календарный год.

Министерством в Федеральную антимонопольную службу России направлены предложения о необхо­димости изменения Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок. Данный подход позволит снижать тарифы на электрическую энергию для потребителей. Также министерством планируется направить пред­ложения в ФАС России о необходимости учёта фактической величины мощно­сти ПАО «Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы», а не заявленной. Предполагается, что такой подход также позволит снизить уровень тарифов.

Виктор Антипов уверен, что возможность существенно снизить стоимость электроэнергии для АПК есть, и это должно осуществляться системно, в рамках государственной политики. Это может быть пересмотр механизма формирования тарифов на электроэнергию, особенно тариф на ее транспортировку, выделение сельхозпроизводителей в отдельную группу потребителей, что особенно актуально для молочных ферм и овощехранилищ как наиболее энергоемких объектов. Также есть возможность разработать различные виды субсидий как на региональном, так и на федеральном уровне.

Депутат Руслан Кантемиров высказал убеждение, что субсидии на снижение энерготарифов на электроэнергию для всех форм сельхозпроизводства должны предоставляться во всех регионах за счет средств федерального бюджета – это должно стать дополнительным фактором социально-экономической стабильности.

По итогам обсуждения будут выработаны рекомендации органам федеральной и региональной власти и энергоснабжающим организациям в целях снижения тарифной нагрузки на сельское хозяйство.