В Законодательном Собрании состоялся «круглый стол» по теме: «О принимаемых мерах по недопущению роста тарифов на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей». В работе приняли участие председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутат Руслан Кантемиров, директор департамента цен и тарифов министерства развития конкуренции и экономики развития Ульяновской области Сергей Ципровский, заместитель генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» Наталия Милевская, заместитель директора департамента топливно-энергетического и водохозяйственного комплексов министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Руслан Зиннюров, фермеры и руководители сельхозпредприятий, представители ряда муниципалитетов.
Виктор Антипов отметил, что проблема высоких тарифов на электроэнергию для сельхозпроизводителей всех типов остается актуальной. В отдельных предприятиях тариф превышает шесть рублей за киловатт/час. Аграрии вынуждены закладывать высокие тарифы в себестоимость продукции.
Наряду с высокой стоимостью минеральных удобрений, посевного материала, сельхозтехники, запчастей, ГСМ, закредитованностью предприятий, высокие тарифы на электроэнергию для сельхозпроизводителей становятся существенным фактором сдерживания развития агропрома. Это противоречит необходимости стимулировать развитие сельского хозяйства в современных экономических условиях. В настоящее время существуют две основные группы потребителей электроэнергии – население и реальный сектор экономики. В Ульяновской области население платит за 1 кВт/ч более 2 рублей, предприятия промышленности – от 3 до 4,5 рублей, аграрии (входящие в группу «прочие потребители») – от 4 до 6 рублей и более.
Тем не менее представитель «Ульяновскэнерго» Наталия Милевская охарактеризовала существующие тарифы как экономически обоснованные и устанавливаемые в полном соответствии с федеральным и региональным законодательством.
По словам директора департамента регулирования цен и тарифов Сергея Ципровского, можно законодательным путем создать льготную категорию потребителей, например «сельхозпроизводство», однако дотировать ее должен бюджет региона. Он пояснил, что конечные цены на электрическую энергию не подлежат государственному регулированию (за исключением тарифа на услуги по передаче, сбытовой надбавки и тарифов для населения). Предельные уровни нерегулируемых цен определяются как сумма следующих составляющих: стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (услуги по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка ОАО «Ульяновскэнерго»; инфраструктурные платежи). Данная составляющая утверждается на один календарный год.
Министерством в Федеральную антимонопольную службу России направлены предложения о необходимости изменения Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок. Данный подход позволит снижать тарифы на электрическую энергию для потребителей. Также министерством планируется направить предложения в ФАС России о необходимости учёта фактической величины мощности ПАО «Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы», а не заявленной. Предполагается, что такой подход также позволит снизить уровень тарифов.
Виктор Антипов уверен, что возможность существенно снизить стоимость электроэнергии для АПК есть, и это должно осуществляться системно, в рамках государственной политики. Это может быть пересмотр механизма формирования тарифов на электроэнергию, особенно тариф на ее транспортировку, выделение сельхозпроизводителей в отдельную группу потребителей, что особенно актуально для молочных ферм и овощехранилищ как наиболее энергоемких объектов. Также есть возможность разработать различные виды субсидий как на региональном, так и на федеральном уровне.
Депутат Руслан Кантемиров высказал убеждение, что субсидии на снижение энерготарифов на электроэнергию для всех форм сельхозпроизводства должны предоставляться во всех регионах за счет средств федерального бюджета – это должно стать дополнительным фактором социально-экономической стабильности.
По итогам обсуждения будут выработаны рекомендации органам федеральной и региональной власти и энергоснабжающим организациям в целях снижения тарифной нагрузки на сельское хозяйство.