Талантливый музыкант Антон Никонов принят в союзы композиторов России и Республики Мордовия.
НАШЕГО ЗЕМЛЯКА УЖЕ ЗНАЮТ ДАЖЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. ТАМ ПРОХОДИЛА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГО КОНЦЕРТА №2 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ.
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА В КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ АНТОНА НАЗВАЛИ НОВЫМ РАХМАНИНОВЫМ.
Антон Никонов — молодой ульяновский пианист, композитор и педагог, неоднократный лауреат всероссийских и международных конкурсов. В свои 24 года он член Международного союза композиторов XXI века и Всероссийского музыкального общества. А в этом году музыканта приняли сразу в два союза: композиторов России и Республики Мордовия. Стоит отметить, в Ульяновской области он единственный участник этих профессиональных сообществ.
— Антон, расскажи про свои произведения, про темы, которые затрагиваешь.
— Я пишу музыку в нескольких стилевых жанрах и формах, для разных составов исполнителей. От песни до крупной симфонической поэмы или инструментального концерта. Последний как раз мне больше по душе. Так, я уже написал три фортепианных концерта, два для домры, баяна, трубы с оркестром. Главные темы, которые раскрываю в своей музыке, — ожидания и мечты, напряженные драматические испытания, взлеты и падения. Пожалуй, одно из моих самых популярных сочинений — Концерт № 1 для малой домры с оркестром. У этого произведения сложилась действительно счастливая судьба. Десятки музыкантов из разных уголков нашей страны просили меня прислать ноты и быть первыми исполнителями у себя на родине. И это настоящее счастье для автора. В последнее время все больше пишу произведения для фортепиано. Потому что этот инструмент для меня — творческая лаборатория, где мне комфортно. Да и сам я играю на этом инструменте.
— Где наши читатели могут познакомиться с твоими сочинениями?
— Некоторые произведения есть у меня на личных страницах в соцсетях и в общем доступе в Интернете. Конечно, бывают и концерты. Не так давно, в сентябре 2016 года, в Ульяновске прошел мой первый авторский вечер, где была исполнена поэма «Волга» в камерном варианте. А вот буквально в начале апреля я вернулся из Саранска, где прозвучала российская премьера моего второго фортепианного концерта. Концерт проходил в рамках юбилейных торжеств Союза композиторов Республики Мордовия. В это же время состоялся VIII съезд композиторов Мордовии, где мы обсуждали актуальные вопросы и проблемы композитора XXI века.
— Я знаю, что в этом году произошло очень значимое событие в твоей жизни. Тебя приняли в Союз композиторов России и Союз композиторов Республики Мордовия.
— Да, это так. С 19 лет я состоял в меценатском творческом союзе композиторов. В 2015 году стал членом Международного союза композиторов. А в 2017 году я вошел в состав сразу двух союзов — композиторов Республики Мордовия и композиторов России.
Вступление в Союз композиторов Мордовии было непростым, но, как мне кажется, очевидным. У меня в роду тянется ветка мордовской (эрзянской) крови. Мне нравится работать с народной музыкой, использовать ее как в обработках для различных инструментов, так и в крупных оркестровых сочинениях. Например, в своей симфонической поэме «Волга» я использовал подлинные народные темы, записанные мною в Майнском районе Ульяновской области от своей бабушки.
— Что вам дают эти сообщества в творческом плане?
— Прежде всего, это укрепление профессиональных качеств и знаний. Композитор — это трудоемкая и сложная профессия, которой нужно учиться всю жизнь. Теперь я смогу общаться с известными коллегами-композиторами из разных городов. К сожалению, в Ульяновске пока нет Союза композиторов, и, соответственно, нет общения и обмена опытом среди единомышленников. Это, конечно, досадно.
— Классическая музыка — это нечто сложное, фундаментальное и довольно спорный способ заработка. Ты не думал о переезде в более крупный город? И как ты думаешь, в современной России у композиторов есть перспективы?
— Во все времена считалось, что музыканты — это люди особой касты, породы. Думаю, что по-настоящему творческим людям не так важен материальный успех. Пока что я не планирую переезжать в другие города. Одна моя родственница говорит: «В столице ты был бы неплохим рядовым, но в Ульяновске — ты генерал». И пока что это так и есть (смеется). Ульяновск — моя родина. Здесь мои корни, мой народ. Да, я понимаю и осознаю свое творческое сиротство здесь, но с другой стороны, это полнейшая свобода для творчества и самореализации, а значит, каждое новое сочинение своего рода открытие, в первую очередь — для самого себя. Добиться хочется прежде всего понимания слушателей, ведь современный композитор — это злоба дня своего поколения и времени, а музыка — универсальный язык человечества, на котором мы разговариваем с миллионами людей!
— Ив завершение расскажи, пожалуйста, про свои творческие планы.
— О планах тяжело рассуждать. Бывают периоды, когда нужно «помолчать», а бывают дни, когда музыка льется потоком из глубин сознания, и так, что боишься потерять какую-нибудь ноту, мысль или оборот музыкальной речи. Но никогда сразу не знаешь, что из этого всего будет, просто прелюдия для фортепиано, а может, новый инструментальный концерт.