– Есть такое уральское село в бывшей Свердловской области – Поташка называется. Именно там я родился. Помню: мне было шесть лет, мамка сказала: «Витя, пойдем со мной!». И мы пошли на окраину села к одной избе. Оттуда выглянул сгорбленный дед, он провел нас в сенцы, где стояли деревянные бочки. Старик сунул в бочонок палец и, подозвав меня, дал попробовать донник – душистый и ароматный, – так рассказывает Виктор Петухов о своем первом детском «знакомстве» с медом.
Виктора Ивановича знают в Ульяновской области многие. Председатель общества пчеловодов, основатель уникального музея меда, полковник в отставке, трудоголик, очень увлеченный человек, гуру начинающих «пчелолюбителей» – всех его ипостасей не могут перечислить, наверное, даже ближайшие друзья. Буквально на днях ему исполняется 70 лет. Мы сочли эту дату достойным поводом для встречи и душевного разговора.
Гигантский кактус и африканские пчелы
– Вообще-то, я человек армейский, закончил высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище в Свердловске. В конце 1980-х годов у меня была двухлетняя командировка в Эфиопию. И вот едем как-то в колонне, вижу: какое-то странное облако в африканском небе. Спросил своего коллегу, а он отвечает: «Да это пчелы!». В Эфиопии растут огромные кактусы, которые распускаются тысячами маленьких цветов. Длится это недолго, и пчелы тучами роятся вокруг них, – описывает наш собеседник еще один запомнившийся случай.
Конечно, полковнику Петухову тогда и в голову не могло прийти, что через несколько лет пчелы займут главное место в его жизни.
– В Эфиопии не до пчел было: там спецзадания, армия, совсем другим голова занята. А как вышел в отставку, перебрался в Ульяновск, начал раздумывать: чем бы заняться? Попробовал одно, другое, даже возглавлял одно время общество охраны природы. Но все это было не то – душа другого искала.
Первая пасека
Однако работа председателем природоохранного общества все-таки пошла на пользу: благодаря этому Виктор Петухов познакомился с местными пчеловодами.
– Мы с другом решили тогда создать пасеку, а денег нет. Вот тогда я и объявил подписку: люди вкладывались в будущую пасеку, а мы обещали вернуть им вложенные средства медом по минимальной цене. Тем, кто боялся потерять деньги, я выдавал страховку – договорился с одной страховой организацией.
Затея оказалась удачной, и за три года удалось полностью погасить долги и расширить пасеку. Но своей главной цели юбиляр добиться не смог.
– Моя мечта – создать динамичное высокотехнологичное производство. Именно тогда и нужно было это делать, но я побоялся: напарник не захотел с этим связываться, а я еще не имел достаточного опыта. И в итоге остановился на обычной личной пасеке, как тысячи других ульяновских пчеловодов. А сейчас есть и опыт, и знания, да вот возраст уже не позволяет воплотить эту идею, – вздыхает Виктор Иванович.
Место силы – Александрия
У каждого человека есть свое «место силы», где ему хорошо, куда хочется возвращаться снова и снова. Для Петухова это – заброшенное село Александрия. Именно там располагается его пасека.
– Красота в селе неописуемая. Никогда не забуду, как я в первый раз качал мед на своей пасеке. Воздух свежий, пчелы кругом, и меда столько, что аж дух захватывает! Ляжешь на теплую землю рядом с ульем и дремлешь под пчелкино жужжание. В городе у меня нередко голова побаливает, а на пасеке – никогда, – улыбается пчеловод.
Именно из этого ощущения благодати, которое он испытал в Александрии, возникла идея отблагодарить трудолюбивых полосатых тружениц.
– Они работают бесконечно много – удивительные создания! Мне захотелось показать другим людям, как много может дать пчела: ведь мед, пыльца, перга, прополис, маточное молочко – все пчелиные «продукты» – это одна сплошная польза, источник здоровья. Гиппократ тысячелетия назад писал, что, если человек отчаялся найти лекарство от своих болезней, пусть обращается к пчелам.
Уникальный музей
Так у нашего собеседника родилась идея создать музей меда в Ульяновске. Собирать книги, картины, различные бортнические инструменты и
даже пословицы, связанные с медом, Петухов начал давно -так что с тем, чем наполнить экспозиции будущего музея, проблем не было. Сложности вызвали поиск подходящего помещения – тут пришлось потратить не один год.
– В конце концов нашелся подвал в доме на улице Ленина – в двух шагах от музея Гончарова. Благодаря помощи жительницы этого дома Марины Ардатовой и ее мужа Андрея я сумел убедить собственников, и они разрешили мне разместить здесь музей. Пришлось вывезти из подвала почти 25 тонн различного мусора! – уверяет руководитель городского общества пчеловодов.
По словам Петухова, музей меда стал площадкой, которая помогает воплощать в жизнь многие хорошие идеи.
– Я открыл его в 2008 году, и за это время сюда заглядывали более 15 делегаций из стран дальнего зарубежья и очень много других гостей. Именно здесь я организую ежегодные курсы для начинающих пчеловодов. Тут я продаю и всю линейку своей продукции – от разных сортов меда до перги, прополиса и воска.
Кстати, именно Виктор Иванович стоял в основании так называемых «медовых ярмарок» в Доме офицеров.
– До сих пор я не могу забыть главную мечту – поставить ульяновское пчеловодство на совершенно иной уровень. Создать пасечное хозяйство с высокотехнологичным циклом работы и открыть в Ульяновске специализированные магазины, где по доступным ценам реализовывалась бы медовая продукция. К сожалению, возраст уже не тот, а преемника себе найти не получается. Впрочем, я все же жду молодых – тех, у кого от хорошей идеи горят глаза! – говорит нам на прощание главный пчеловод области.
Евгений Нувитов