В рамках гражданской кампании “Очистим свое лицо – улица Гончарова” продолжаем серию публикаций, рассказывающих об истории, архитектуре, людях, которые на ней жили…
Первые автомобили в Симбирске появились в начале XX века. В 1907 году в Симбирске их насчитывалось  только два. Счастливыми обладателями их являлись суконный фабрикант А.В. Арацков и владелец механических мастерских Н.В. Голубков. Кроме двух автомобилей, в городе была одна мотоциклетка, «хлопуша», как прозвали ее пешеходы, и около полутора сотен велосипедов. Владельцы автомобилей, а ими были самые состоятельные горожане, понимали, что иметь подобную роскошь может не каждый, потому иногда предоставляли свои автомобили для нужд губернии.
К 1913 году в Симбирске было 13 автомобилей и более 400 велосипедов. И если последние можно было купить в городе,  то за автомобилями приходилось отправляться в крупные города, например, в Самару. Там в торговом доме братьев Клодт продавались американские «Форды» по цене 2375 рублей (для сравнения — годовая зарплата симбирского градоначальника (городского головы) составляла 4000 рублей).  В Симбирске же покупателей ждали только подержанные автомобили.

Первой жертвой автомобиля в Симбирске стал владелец магазина в Гостином дворе В.П. Нагашев. Это случилось 30 июля 1907 года близ арестантских рот на Александровской площади. Нагашев ехал в своей коляске в сторону Свияги, когда на выезде из города навстречу попался автомобиль. Лошадь, испуганная его шумом, понеслась и выбросила из экипажа седока. Со сломанной ногой он оказался в больнице, а машина скрылась с места «преступления», как написали бы в наши дни.

Заботясь прежде всего о пешеходах и их безопасности, весной 1909 года губернатор Д.Н. Дубасов обратился в Городскую Управу с предложением разработать для Симбирска «Обязательное постановление об езде на велосипедах и автоматических экипажах и об установлении с них сбора в доход города». Дума собиралась недолго, и осенью Постановление и Правила увидели свет.

Первые десять пунктов Постановления были общими для велосипедов и «автоматических экипажей». Так, параграф первый гласил, что правом езды по городу на данных средствах передвижения обладают лишь те лица, которые получили в Городской Управе установленного образца билеты и номерные знаки. Чтобы получить билет, водители должны были выдержать испытательный экзамен перед комиссией. Каждое средство передвижения должно было иметь исправный тормоз, сигнальный рожок и фонарь для ночных поездок

И все же появление «стального, кожаного и хрустального» чуда техники сделало жизнь обывателя более интересной, не говоря уж о самих обладателях автомобилей. К их услугам в Петербурге начали издавать новомодные журналы «Автомобиль», «Автомобильная жизнь и спорт».
Даже парфюмеры не остались равнодушны к технической новинке. В городе Кельне на парфюмерной фабрике Ф. Мюль-генс создали «духи спортсменов-автолюбителей №4711»

«В крупных городах, где автомобилистов было много, создавались автомобильные общества, которые устраивали спортивные праздники и гонки. В 1910 году такой автомобильный пробег намечался между Саратовом и Симбирском. Состоялся он или нет, история умалчивает, зато доподлинно известно, что простое присутствие автомобиля на городском празднике «белого цветка» в Симбирске весной 1913 года (праздник организовало Симбирское отделение Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом) обеспечило его успех. Когда во время празднования на Гончаровской улице, где под звуки военного оркестра велась бойкая торговля белыми цветками, появился взятый напрокат автомобиль, украшенный крупными бумажными ромашками, вокруг собралась огромная толпа, и торговля перекрыла все рекорды. Как известно, кружечные сборы 1912-1913 годов от продажи цветков-сувениров позволил Лиге построить в городе амбулаторию для людей, больных туберкулезом.
Перед  Первой мировой войной в городе начали появляться машины разного назначения. В 1913 году Городская Управа приобрела новинку — цистерну-автомобиль для поливки мостовых. Тогда же появились в городе и первые «такси» — два частных пассажирских автомобиля. Но война внесла свои коррективы. По постановлению правительства большинство легковых автомобилей, включая и личные, были изъяты у владельцев «для нужд военного времени», и в 1916 году за Симбирском числилось только пять авто.

Составитель экскурсовод  Пидиксеева С.М.

Рисунок. Автомобиль Форд. Начало XX века

Автомобиль Форд. Фото. Начало XX века

Город в ожидании автомобилей. Улица Большая Саратовская. Почтовая открытка. Начало XX века.