13 февраля Железнодорожный суд Ульяновска приговорил 46-летнего учредителя ООО «Сахаровские мельницы» Андрея Элатомцева к двум годам колонии общего режима, у предпринимателя арестовали имущество на сумму в 18 млн рублей. Поводом послужила вырубка нескольких десятков деревьев пород клён (американский), тополь и осина возле парка “Винновская роща”. Как обозначили в деле, “Элатомцев прочищал проезд к производственной базе рыбзавода и срубил через наёмных лиц несколько деревьев на территории природоохранной территории”. Фактически к заключению на два года бизнесмена приговорили из-за намерения построить базу отдыха и, в буквальном смысле, очистить участок в том числе от сорняка – американского клёна.

До вынесения приговора Андрей Элатомцев руководил собственным бизнесом по продаже спортивного инвентаря и товаров для активного отдыха. Несколько лет назад предприниматель приобрел производственную базу на берегу Волги, в Винновской роще. Из заброшенного рыбзавода он планировал сделать место для семейного отдыха, построить велосипедные дорожки и организовать военно-патриотический клуб. Для этого надо было привести в порядок территорию.

29 января 2016 года Элатомцев получил разрешение на аренду участка, заключил договор на 49 лет, приступил к расчистке территории, в том числе от зарослей. Но в итоге получил обвинение в незаконной рубке не отнесенных к лесным насаждениям деревьев в особо крупном размере и реальный срок. К слову, деревьями в итоге обозначили сухостой, один из самых агрессивных сорняков – американский клен (более половины) и тополя. При этом ни одно из деревьев даже не стояло на кадастровом учете.

26 апреля состоится повторное заседание суда – Элатомцев подал апелляцию и подготовил коллективное обращение с подписями известных местных бизнесменов. Мы, в свою очередь, опросили ульяновских борцов за права предпринимателей на предмет того, является ли справедливым реальное лишение свободы за совершение подобных преступлений?

Председатель правления госкорпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области, руководитель УРО “Опора России” Руслан Гайнетдинов: 

Приговор не обсуждается, но тем не менее, на большом межведомственном совещании я заявлял о том, что в принципе по экономическим преступлениям или составам преступлений, вытекающим из сферы деятельности предпринимателей, наказания в виде реального лишения свободы неприемлемы. Какая в нем общественная опасность? Он что – убийца, маньяк? Понимаем, что любое изолирование предпринимателя – это стресс и урон его бизнесу. Но даже бог с ним. Если говорить про данный случай, тут и обеспечительные меры были наложены на товар, находящийся в обороте: арестовали не только снегоходы и квадроциклы, но и весь товар на несколько десятков миллионов рублей. Я бы понял, если бы Элатомцев был замешан в крупном хищении. Я  ни в коем случае не отношусь с непониманием к деревьям, но кто проводил оценку этих насаждений? Каким образом им дали такую колоссальную оценку? Я с экономикой и бизнесом дружу и таких цен не вижу. По закону если объекты насаждений находятся на твоей или арендованной территории, ты даже разрешения можешь не спрашивать на их снос. Тебя не могут оштрафовать, если на собственной даче ты срубишь редкую сакуру. Насколько понимаю, в данном случае деревья были снесены в том месте, где нужно было расширять дорогу. Даже предположим,если он виновен, то пусть это будут компенсационные посадки, пусть купит канадские клены и посадит их в двух или трехкратном размере. Это более адекватное обоснование, чем конфискация десятков миллионов рублей, что разорит его предприятие. И ещё один философский вопрос: сейчас приговор вынесен, давайте просто в этот же день созвонимся через год и посмотрим: кто-нибудь хоть что-нибудь посадит? Навряд ли. Глубоко уверен, что за такие преступления нет никакой нужды изолировать виновного от общества.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области Екатерина Толчина:

Элатомцев был обвинен в том, что вырубил 83 дерева, большинство из которых по сути представляли собой сорные растения и росли на участке, арендованном ООО «Сахаровские Мельницы», учредителем которого он является. 69 из вырубленных деревьев находились на участке, который был арендован предпринимателем у города. Оставшиеся 14 из срубленных деревьев находятся рядом с участком ООО «Сахаровские мельницы» и были случайно снесены в ходе работ по расчистке места для возведения забора. Ни на одно из снесенных растений город никогда не тратил денег (посадка, уход и т.д.), так как они являются дикорастущими. Потерпевшими по делу являются администрация муниципального образования «город Ульяновск» и Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Позиция потерпевших заявленная в суде чрезмерно суровая и заслуживает пересмотра.

Следствием было установлено только количество спиленных деревьев и стоимость их восстановления, при этом не была дана оценка их влияния на экосистему и степень полезности. По тем же причинам размер удовлетворенных судом исковых требований был необоснованно завышен.

Вообще, привлечение Элатомцева к уголовной ответственности целиком и полностью зависит от позиции администрации Ульяновска и Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. 32 дерева из 83 спиленных относятся к породе клен ясенелистный, который представляет собой сорное растение. Таким образом, имеются законные основания для пересмотра размера ущерба.

Элатомцев Андрей Александрович является учредителем 3-х компаний, общее число сотрудников которых составляет около 200. В бюджет от его предприятий ежегодно поступает около 10 миллионов налогов. 2 года отсутствия учредителя не выдержит ни один бизнес.

Таким образом, ради сиюминутной выгоды в виде получения 17,8 млн.р. по необоснованному иску, город в двухлетней перспективе лишит сам себя 20 млн. р. налогов, а в целом полностью лишит себя поступления налогов от организаций Элатомцева. Сотрудникам уже сейчас нечем платить заработную плату, поскольку без учредителя и директора невозможно полноценное функционирование предприятий и получение прибыли. Уровень дохода 200 семей существенно снизится или они вовсе останутся без дохода из-за потери работы сотрудниками.

Главный редактор “Улпрессы” Дмитрий Ежов:
Позволю себе в данном случае тоже выступить в качестве “борца за права предпринимателей” просто потому, что это живые люди, и такой приговор в декорациях и контексте процессов, происходящих вокруг, кажется просто абсурдом.

Во-первых. Бизнес, когда он действительно создает и производит, – безусловный двигатель общественного развития. Здесь мы видим именно процесс созидания. Человек из заброшенной базы делает живое пространство.
Во-вторых. Вырубки деревьев стали постоянными. И практически никто на моей памяти не понес за это наказание. Помните массовую вырубку вдоль Локомотивной? Здесь же такое чувство, что за все не доведенное до хоть какого-то наказания отдувается один. Иначе объяснить беспрецедентную жесткость приговора за срубленные американские клены я не могу.
В-третьих. Контекст: власть за бесспорный факт взятки отделывается штрафом (правда, после общественного возмущения мягкостью приговора – большим). Здесь штраф все равно остается почти в полтора раза больше! И человек продолжает находиться в тюрьме.
Итог: человек не должен сидеть за деревья. Обяжите его посадить еще одну Винновскую рощу, озеленить за эти миллионы весь город… Но нельзя сажать за деревья.