Программа реновации жилья в Москве, то есть снос старых пятиэтажек, сталкивается с все большим сопротивлением жителей, которые боятся, что их заселят в высотные башни и жизнь у них превратится в мученье. Все острее эта проблема и для Ульяновска.

Страхов в высотках много. Один из основных – это лифты. Недавно разгорелся громкий скандал, кажется, в Челябинске, где порядка тысячи установленных в домах лифтов оказались неработоспособными и требуют замены подъемных механизмов. Словом, на многие месяцы жильцы остались один на один с лестницами. Лифты, впрочем, и когда работают, осложняют жизнь: чем выше дом, тем больше их приходится ждать. И есть статистика, что в таких домах, например, выше смертность людей от сердечных приступов – врачи «Скорой» добираются на этажи слишком долго и не всегда успевают оказать помощь. Встают лифты и при неполадках с электричеством, и можно, на мой взгляд, только дивиться безумству «храбрых», которые решаются покупать в таких домах квартиры.

У застройщиков же – как затмение разума: чем дальше, тем большей этажности возводятся ими эти «свечки». На берегу Свияги в Ульяновске, за «Аквамоллом», запланировано строительство аж целого микрорайона высоток под названием «Аквамарин». Проект еще более рискованный, поскольку дома собираются строить на грунте, намытом в примыкающей к берегу акватории реки. То есть, к примеру, 24-этажки на песке – попахивает авантюрой. И, скорее всего, пагубным будет их воздействие на окружающие дома, поскольку они забирают на себя коммунальные ресурсы, ущемляя других.

Речь, прежде всего, о воде. Я живу в пятиэтажке на улице Карла Либкнехта в Ленинском районе, на втором этаже. С некоторого времени заметил, что напор воды в кранах, особенно холодной, стал явно слабее. На мой этаж она поступает самотеком, поскольку низко, и напор обычно был сильный. Из возможных причин падения давления в трубах на ум первыми приходят высотные дома, введенные недавно в строй недалеко от нас, на улице Кирова, – так называемые «федоровские высотки». В них вода подается на этажи насосами. Мощностей водозабора на такие масштабы, видимо, уже не хватает, новые водопроводы не строятся, и все возводимые объекты сажаются на старые трубы, рассчитанные на совсем другую архитектуру и другую плотность потребителей. И как подозревают, улица Кирова перекрыта сейчас не столько из-за проведения каких-то противооползневых работ, сколько из-за прокладки коммуникаций к ЖК «Дом на Минаева», (бывший «Пионер-парк»). Теперь я с ужасом жду, когда этот ЖК, который от моего дома совсем близко, будет введен в строй и воды жильцам вне «Пионер-парка» будет доставаться еще меньше.

И все это следствие, в общем-то, алчности. Известно, что чем выше дом, тем ниже себестоимость квадратного метра в нем, а значит, выше прибыль застройщика. Вот и растут как грибы-поганки по городу высотки, усугубляя среду обитания ульяновцев и грозя водным коллапсом. Еще более жуткие последствия несет в себе, вероятно, появление, если оно состоится, этого «Аквамарина» на Свияге, где будет не один дом, а целый ряд. В одном из прошлых номеров «СК» наши читатели спрашивали, где же у нас художники и архитекторы. Если бы они у нас были, не было бы этого строительного кошмара в городе, не было бы забвения здравого смысла и не было бы пустыни в перспективе. И какие-то проекты, кстати, еще не поздно остановить. В первую очередь – высотные, детально просчитать, достаточно ли в городе для такого размаха коммунальных ресурсов, чтобы нормально функционировали и сами эти высотки, и все, что вокруг. Если недостаточно, предложить застройщикам привести этажность своих объектов в разумные пределы. Вряд ли таким расчетом кто-то в нашем городе до сих пор занимался.

Андрей Семенов