Дарья Рябикова
Люди!
Покуда сердца стучатся,—помните! Какою ценой завоевано счастье,
— пожалуйста, помните!
Роберт Рождественский, «Реквием»

В ЭТОМ ГОДУ МЫ ОТМЕЧАЕМ 72-Ю ГОДОВЩИНУ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НАД НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ СПАСИБО И НИЗКО ПОКЛОНИТЬСЯ ВСЕМ, КТО ОТДАЛ СВОЮ ЖИЗНЬ, ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ РАДИ НАШЕГО МИРНОГО НЕБА НАД ГОЛОВОЙ.

В преддверии праздника мы хотим рассказать о ветеране, кавалере орденов Боевого Красного Знамени и Отечественной войны первой степени Иване Андреевиче Загудаевском. В 19 лет он стал командиром взвода по танкоистреблению, а в двадцать — командиром роты автоматчиков. Прошел войну от Волги до Чехословакии. Сейчас Иван Андреевич живет в поселке Лесная Поляна Старомайнского района. В свои 94 года сохранил хорошее здоровье, увлекается пчеловодством и литературой. Правда, в силу возраста свою пасеку уже не держит, но с удовольствием передает накопленный опыт молодому поколению. Поведал нам об этом удивительном человеке его товарищ, полковник в отставке, пчеловод Виктор Петухов.
— Мы познакомились с Иваном Андреевичем шесть лет назад. Он тогда еще активно занимался пчеловодством. Сейчас ему уже тяжело ухаживать за пчелами. И он пишет книги: о жизни, охоте. Одна из них посвящена пчеловодству, там он собрал все знания, накопленные за свой 50-летний опыт работы. Кроме того, выпущена его автобиография. Всего у него уже пять книг, — говорит Виктор Иванович.

Иван Загудаевский родился 22 ноября 1922 года в селе Жидяевка Волостниковской волости Спасского уезда Казанской губернии (ныне Старомайнский район Ульяновской области). В 1934 году окончил семь классов сельской школы.
— Его детство прошло в советской послереволюционной деревне. Он видел ту Волгу, которая была еще до плотины. Много трудился, помогал родителям. Слово «надо» так и осталось его направляющим мотивом на всю жизнь. Надо семье, односельчанам, родине, — рассказывает Виктор Петухов.

В 1940 году Иван Андреевич поступил в акушерскую школу в Ханты-Мансийске. Но начавшаяся война позволила проучиться там всего год. Он подал рапорт в Тюменское пехотное училище на сокращенный трехмесячный курс. В декабре 1941 года молодого лейтенанта отправляют на офицерские курсы «Выстрел», и в январе 1942 года он уже был в действующей армии в должности командира стрелковой роты по танкоистреблению. В мае того же года в ходе боев под Харьковом был тяжело ранен, попал в плен, откуда ему потом удалось бежать.

— Когда в 1942 году немцы пошли к Волгограду, наши хотели со стороны Харькова сделать прорыв. Но наступление сорвалось, было крупное поражение. 14 Загудаевский оказался в плену, на оккупированной территории, — продолжает Виктор Иванович. — Чтобы немцы не догадались, что он военный, его форму местные жители сожгли, дали обычную одежду. Он жил в сельском доме, работал в поле. Вместе убирали зерно. Иван Андреевич видел, как порою в один момент могли поменяться люди — брали винтовки и становились полицаями. Через какое-то время он решил совершить побег. Но куда? Ведь Харьков окружен степями, которые регулярно прочесывали немцы. И вот, выждав момент, когда советские войска активизировали наступление, Загудаевский пошел купаться вместе с местными. Там он слился с толпой, а потом переплыл реку и пошел в направлении наших войск.

Советские солдаты встретили его с опаской.

— Начались допросы, в основном их проводили по ночам. Иван Андреевич рассказал свою биографию, как воевал, сколько танков подбил. Как-то его спросили: «Почему вы не застрелились, когда попали в плен?». На что он ответил, что хотел отомстить немцам: «Я не мог один уйти. Я больше за собой унесу фашистской гадины», — вспоминает Виктор Петухов слова товарища.

После тяжелой психологической проверки Загудаевский вновь попал на фронт, был назначен командиром роты автоматчиков.

— Это очень тяжелая должность. Ведь надо роту поднять в атаку на смертный бой. И всегда вставать первым. А по первому и пуля идет. К тому же это большая ответственность — постоянная забота о людях. Но он со всем справился. На фронте получил пять ранений. Однако звание у него только старший лейтенант. Из-за плена его так и не повысили, — уточняет Виктор Иванович.

Иван Загудаевский освобождал западные территории СССР, форсировал Дунай, штурмовал Югославский перевал, участвовал в освобождении Будапешта, Вены. Войну закончил в чехословацком городе Борно.

— Иван Андреевич вспоминает, что когда проходили словацкие населенные пункты, местные жители встречали их как героев. И совсем другое отношение было в Австрии, Чехии. Но особенно ему запомнился один случай. В Борно он зашел сделать фотографию на память. И фотограф сказал приехать за снимком на следующий день. Когда Иван Андреевич прибыл, протянул деньги, мастер их не взял. Сказал, что это подарок за то, что освободили их от фашизма. Это фото хранится у Загудаевского и по сей день, — рассказывает Виктор Иванович.

Однажды в госпитале хирург осматривал раны Ивана Андреевича и сказал, что ему ни в коем случае нельзя жить в городе, так как с таким здоровьем долго он не проживет. Врач посоветовал солдату ехать в деревню и заниматься пчеловодством. Тогда доктор пообещал ему долгую и счастливую жизнь.

— По приезде в Ульяновск Загудаевский месяц служил в МВД, но боевые раны давали о себе знать, и ему выписали освобождение. В итоге он уехал в село. Сначала работал лесником-обходчиком. Потом завел несколько пчелиных семей. Ему понравилось, и пчеловодство стало делом его жизни, — констатирует Петухов. — Все свои опыты, знания он тщательно записывал. И в итоге собрал в книгу, которая теперь служит пособием по пчеловодству.

Редакция газеты «Дыхание Земли» поздравляет Ивана Загудаевского с годовщиной Победы и желает крепкого здоровья!