В настоящее время Мавзолей открыт для доступа. Никаких больших очередей. В тот день, когда корреспондент “МГ” пришел туда, набралось от силы человек 20. И то больше стояли в очереди, чтобы сдать в камеру хранения сумки, мобильники и фотоаппараты. Фотографировать внутри категорически запрещено. Посещение Мавзолея бесплатное, если не считать услуг камеры хранения.

Доступ в Мавзолей и к захоронениям у Кремлевской стены осуществляется через контрольно-пропускной пункт у Никольской башни. Бдительная охрана (ФСО) следит за тем, чтобы не пронесли с собой сумки, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью. Производится проверка металло-детектором.

После всех “процедур” можно смело пройти вдоль Кремлевской стены, посмотреть на захоронения государственных деятелей. Но через каждые 20 метров стоят охранники: шаг влево, шаг вправо – раздается свисток, и человек в форме указывает на правильное направление. Остановиться у могил можно, но вы сразу же почувствуете гнетущий взгляд представителя спецслужбы. На каждом захоронении по одной пластмассовой гвоздике. Больше всего цветов на могиле Сталина. Лежали даже живые розы.

Перед входом в Мавзолей еще одна проверка. Попросили снять головной убор и не держать руки в карманах. Выполнив требования, углубляешься в темноту мраморного зала усыпальницы.

Когда-то, еще будучи школьником, я был в Мавзолее. Помню, что играла траурная музыка, стояло много венков. Нынче же всё просто. В глубь некрополя заходил один. Даже немного жутко было. В помещении царят полумрак и прохлада. Траурный зал без венков. Не слышна и музыка. Ленин всё так же лежит в стеклянном бронированном саркофаге. Какое-то неестественное тело, больше похожее на куклу. Но разглядеть невозможно: останавливаться нельзя, хотя возле его изголовья теперь не стоят часовые и в этом траурном зале кроме меня и охранника никого больше не было. Весь осмотр занял от силы полторы минуты – и на выход.

Арсений КОРОЛЕВ