39-летний ульяновец Влад Климин занимается дайвингом около семи лет. Подводный мир он открыл для себя, отдыхая когда-то на море. Понравилось — и теперь занимается этим профессионально. В прошлом году он получил лицензию и стал инструктором.
«Тистлегорм»
Климин погружался и в море, и в океан. По его словам, океан – это большая своевластная структура, силу которой можно ощутить на себе. А вот в Черном море он не плавает принципиально, потому что не видит смысла платить за отдых ту же сумму, что и за границей.
Самое интересное погружение было в Египте. Шестого октября 1941 года в Красном море немецкая авиация потопила британский вооруженный сухогруз «Тистлегорм». На дне он находится до сих пор. К этому месту со всех концов света съезжаются профессиональные дайверы. В свое время судно весило около пяти тонн, а длина его составляла около 126 метров.
– На этот корабль пускают сертифицированных дайверов (вторая ступень любительского дайвинга). Вокруг корабля сильное течение. Корабль очень большой. На нем находится вся военная техника, которую он перевозил: перевернутые танки, разбросанные снаряды, сплющенные из-за давления цистерны (ощущение такое, будто их великан смял). Трюмы этого корабля забиты мотоциклами, грузовиками, крыльями от самолетов. Впечатления от этого погружения колоссальные. Там набирается группа дайверов. Корабль находится далеко от берега, нас везли на корабле порядка двух часов. Дайверы, которые ныряют первыми, получают всю прозрачность, – вспоминает Влад.
Дайвинг всегда открывает что-то новое: «Из необычных существ я видел каракатиц, лобстеров в расщелинах скал, маленького осьминога, черепах, а также рыбу-лягушку, которая передвигается на лапках за счет своих плавников».
Но у Влада есть мечта – поплавать с белой акулой. Это самая опасная рыба, поэтому дайверы могут наблюдать её, находясь в клетке.
Подводная нирвана
В Ульяновской области дайверы стараются погружаться ранней весной либо поздней осенью. В это время вода более холодная и прозрачная.
– Летом в Волге очень мутно. Но мы ныряем на ульяновском карьере, там вода практически всегда чистая. Бываем на Голубом озере, где Березовая роща. Часто выезжаем на самарские и казанские озера. Кстати, у них дайвинг более популярен, – поясняет Климин.
Самая большая глубина, на которую погружался Влад — 42 метра. Это было зимой в Египте, когда он сдавал экзамен по дайвингу.
– Перед погружением выбирается маршрут. Ориентироваться под водой лучше всего тогда, когда достигнешь дна, потому что в толще воды ощущаешь себя не очень комфортно из-за неосознанности, где ты находишься. По дну можно определить направление. В прошлом году в Лаишевском карьере я погружался под лед, это было некое испытание. Вода была максимум +4 градуса по Цельсию, рыб никаких. Подо льдом чувствуешь эту замкнутую водную среду, и это психологически давит. Зимой обязательно погружаемся в парах, причем со специальным тросом. Прежде чем залезть в воду, дайвер должен проверить снаряжение, чтобы не допустить опасной для жизни ситуации, – говорит Влад.
Он обожает подводную жизнь:
«У меня никогда не было страха погружения. Причем каждый раз я погружаюсь будто впервые. Это как в пословице «Нельзя в реку войти дважды». В этом случае одно и то же место всегда открывает для меня какие-то тайны. Это удовольствие быть под водой. Ты расслабляешься, полностью отключаешься от всех проблем, погружаешься в некую подводную нирвану. Сорок минут ты созерцаешь подводный мир. Это особая релаксация, а еще и поддержание физической формы».
Погружение
Сейчас Влад дает платные уроки начинающим ульяновским дайверам. Кстати, пробное занятие в бассейне стоит около 1200 рублей. Можно организовать и выход на Волгу.
– Новичка не будут погружать на глубину более чем девять метров. Но всё зависит от человека. Не все справляются с выравниванием давления под водой. Когда мы погружаемся под воду, то всё, что у нас наполнено воздухом, начинает сжиматься. Например, уши закладывает как в самолете. Это ощущается уже после двух метров. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, мы должны это внутреннее давление выровнять. Самый простой способ — зажать нос и вдохнуть, чтобы барабанные перепонки открыть. Но у кого-то не получается из-за страха и стресса. Поэтому первые занятия и проходят в бассейне, чтобы человек в ограниченном, непривычном пространстве привык. Первые погружения в наших открытых водоемах даются не так легко, в первую очередь из-за стресса. Поэтому первое время не получится адекватно на всё реагировать, ведь нужно смотреть не только вокруг, но и за приборами, а также инструктором, – объясняет Климин.
Перед погружением в воду человека надо настроить психологически, чтобы он не нервничал: «Обязательно нужно сказать: «Под водой всё будет хорошо, всё получится».
Еще инструктор поясняет: «Также нужно под водой уметь плавать. Благо это позволяет снаряжение. Основные элементы дайвера: жилет, который держит человека на поверхности воды за счет воздуха в нем; регулятор, который поставляет воздух из баллона; баллон с воздухом. За счет этого мы, как космонавты, парим под водой, а движемся за счет ласт либо за счет воды. Время нахождения дайвера зависит от глубины. В среднем под водой можно пробыть 20—40 минут».
АННА СОКОЛОВА