С днем 18 (6) июня, в который в этом году отмечается 205-летие со дня рождения И.А.Гончарова, связан целый ряд торжественных актов по увековечению памяти писателя на его родине. В 1912 году, к столетию И.А.Гончарова, его именем была названа центральная улица города; состоялась закладка Дома-памятника на Венце; а также, хоть и не открытие (не успели к дате), но, как теперь сказали бы, «презентация» гончаровской беседки-памятника; прошла юбилейная выставка. В этом же ряду стоит и открытие Музея И.А.Гончарова 17 июня 1982 года. Во многом это событие явилось заслугой выдающегося ульяновского краеведа, в 1950-1982 гг. директора Ульяновского областного краеведческого музея Марка Харитоновича Валкина (1922-2012). Думается, будет правильным привести его собственный рассказ о создании музея и предшествующей этому долгой истории. Хотелось, чтобы материал стал данью памяти не только великому земляку, но и человеку, отдавшему так много сил сбору и сохранению наследия писателя. Статья М.Х.Валкина была опубликована в 1993 году. Автор оценивает открытие музея, как кульминационную точку многолетней работы по увековечению памяти И.А.Гончарова. Поэтому он описывает и предысторию события – начиная с середины 19 века. Учитывая большой объем статьи (далее приведены лишь краткие выдержки из нее) и довольно четкое деление на периоды (до революции и после), счел возможным поместить материал в двух частях. Сегодня – об увековечении памяти Гончарова и предпосылках создания его музея в дореволюционном Симбирске. В дополнение к тексту статьи М.Х.Валкина – выдержки из некоторых документальных свидетельств того времени. Во 2-ой части (завтра) – о продолжении этой работы в советское время, формировании базы будущего музея и его торжественном открытии.
***
М.Х.ВАЛКИН. Из статьи «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ И.А.ГОНЧАРОВА» (Историко-краеведческий сборник «Симбирский вестник», выпуск 1, 1993 г.) – 1-ая часть (с сокращениями).
«17 июня 1982 г., в канун 170-летия со дня рождения великого писателя, в Ульяновске торжественно открылся музей, посвященный его жизни и творчеству. Создание музея стало своего рода кульминацией в деле увековечения памяти великого художника слова на его родине. Автор этих строк непосредственно руководил работой по созданию музея и потому счел своим долгом рассказать то, что сохранилось в памяти.
Путь, приведший к открытию музея, был долгим – почти полтора столетия. В 1847 г. в «Современнике» появилась «Обыкновенная история». Многое из того, что видел, пережил писатель в Симбирске, Москве и Петербурге вошло в художественную ткань произведения. В обществе еще шло обсуждение «Обыкновенной истории», а Гончаров уже задумывает два новых романа. «В 1849 году, на Волге… родился план романа «Обрыв»…, когда в то же время оканчивался обработкой у меня в голове роман «Обломов» – писал позднее Гончаров. Осенью 1852 г. писатель отправился в кругосветное путешествие. А в 1858 году вышли в свет очерки об этом путешествии под названием «Фрегат «Паллада» – одна из замечательных книг о путешествиях. И, наконец, в 1859 г. вышел в свет «Обломов» – вершина творчества Гончарова…
Первым официальным актом, свидетельствовавшем об особом уважении к писателю на родине, явилось избрание его в 1868 г. почетным членом Карамзинской библиотеки. В Симбирске начинают появляться печатные работы, посвященные И.А.Гончарову. В 1881 г. Гончаров подарил «Карамзинке» большую часть своей личной библиотеки, положив начало формированию в Симбирске собрания вещественных памятников, отражающих жизнь и творчество писателя. Важным событием в деле увековечения памяти писателя было открытие в Симбирске в 1893 г. бесплатной народной библиотеки имени И.А.Гончарова. С каждым годом росла популярность писателя в родном городе. Показательно в этом отношении напечатанное в 1907 г. в газете «Симбирянин» музыкальное произведение «Слава Гончарову». Музыку на слова Яковлева написал регент хора Троицкого собора К.А.Моторин. 15 сентября 1909 года, во исполнение постановления городской думы, принятого еще в 1898 г., на доме, где он родился, была установлена мемориальная доска с барельефом работы скульптора Б.М.Микешина. Росту популярности писателя способствовали художники П.И.Пузыревский и Д.И.Архангельский, посвятившие ряд своих произведений гончаровской теме («Обрыв», «Киндяковская часовня» и др.).
Неоценимый вклад в дело увековечения памяти писателя в родном крае, в научное исследование его жизни и творчества, внесла Симбирская ученая архивная комиссия в 1912 г., в дни столетнего юбилея писателя. Юбилейные торжества начались 4 июня экстренным заседанием городской думы. Дума приняла постановление переименовать главную улицу города – Большую Саратовскую, в Гончаровскую. 5 июня в кафедральном соборе была отслужена торжественная панихида по писателю. «Чествование памяти И.А.Гончарова» прошло и в Гончаровской библиотеке. А 6 июня произошла закладка Дома-памятника писателю, и состоялось торжественное заседание Архивной комиссии. Ее председатель В.Н.Поливанов проникновенно сказал, что среди корифеев русской мысли «…блестит яркой звездой Иван Александрович Гончаров, наш согражданин, увидевший первый луч восходящего солнца 6 июня 1812 года в Симбирске». В юбилейные мероприятия вписалось и посещение участниками торжеств Киндяковской рощи, где в память о пребывании в этих местах Гончарова, на средства помещицы Перси-Френч, начиналось сооружение беседки.
В дни юбилея писателя Архивная комиссия сделала исключительно важный шаг на пути создания музея писателя, организовав большую выставку, посвященную его жизни и творчеству. Открывшаяся в Доме дворянства, выставка явилась первой попыткой собрать воедино, сохранившиеся после ухода из жизни писателя, окружавшие его предметы, изобразительные, рукописные и другие материалы, хранившиеся у родных и близких, а также в музеях и библиотеках. Всего на выставке было представлено, по-видимому, более 200 экспонатов. Ее устроители «приняли все, зависевшие от них, меры к тому, чтобы собрать все, что только возможно». Таким образом, в 1912 году была заложена потенциальная основа для создания будущего музея И.А.Гончарова. После закрытия юбилейной выставки большая часть ее экспонатов была возвращена владельцам. Но ряд из них поступил на хранение в фонды Архивной комиссии. Имелось в виду включить их в постоянную экспозицию музея, который предполагалось разместить в Доме-памятнике И.А.Гончарову. В связи с начавшейся империалистической, а затем гражданской войной, осуществить этот замысел удалось лишь в 1918 году, когда в Симбирске в Доме-памятнике стал организовываться единый «Народный музей»…».
Окончание далее.
***
Из ПОДПИСНОГО ЛИСТА Симбирской губернской ученой архивной комиссии по сбору средств на строительство Дома-памятника писателю И.А.Гончарову в связи со столетием со дня его рождения (18 июня 1910 года).
«…Симбирской архивной комиссии предстоит важная задача – увековечить память знаменитого русского писателя сооружением ему памятника на его родине, подобно тому, как в сороковых годах прошлого столетия был поставлен в Симбирске памятник другому замечательному местному уроженцу – Н.М.Карамзину. Памятник И.А.Гончарову – дело не только местное, симбирское, но и общенародное, т.к. покойный писатель, гордость нашей литературы, дал широкие, высокохудожественные и правдивые картины общерусской жизни – жизни русского общества. Его литературная деятельность способствовала развитию нашего национального самосознания и была мощным проявлением национального гения. Чтить деятелей своего прошлого – нравственная обязанность людей, любящих родину и верящих в ее светлую будущность. Одним из видов такого почитания является посильная жертва на памятник И.А.Гончарову. Симбирская архивная комиссия надеется, что ее призыв найдет отклик во всех концах Отечества и к 6 июня 1912 г. – к дню столетия с дня рождения – в Симбирске будет воздвигнут достойный его памятник на общенародные пожертвования…».
***
НА ЗАКЛАДКЕ ДОМА ГОНЧАРОВА. Газета «Симбирянин» от 7 июня 1912 года.
«Вчера в час дня состоялась закладка краеугольного камня запроектированного учёной архивной комиссией Дома-памятника имени И.А.Гончарова. Торжеству положения первого камня… предшествовало торжественное молебствие, совершенное архимандритом… Назарием в сослужении многочисленного духовенства городских церквей. …На территории закладки дома памятника, среди зелени был воздвигнут временный шатёр, весь задекорированный зелёными ветвями и национальными флагами… Под открытым небом… расположились группы съехавшихся на торжество закладки. Среди присутствующих находились: губернский предводитель дворянства В.Н.Поливанов, губернатор А.С.Ключарёв, прибывший по поручению Академии наук почётный академик А.Ф.Кони,… городской голова Л.И.Афанасьев с членами городской управы и гласными городской думы [и другие лица]. …В начале 1-го часа дня к месту закладки прибыл крестный ход Николаевского кафедрального собора в сопровождении архиерейского певчего хора. Перед началом молебствия архимандритом Назарием было произнесено краткое слово, посвященное памяти И.А.Гончарова. …Архимандрит Назарий отметил высокое нравственно-воспитательное значение произведений И.А.Гончарова, положив в основу этого положения девиз покойного творца «Обрыва»: никогда не забывать добро из старого и всегда стремиться к лучшему новому… Затем началось служение молебствия… Когда отзвучали в воздухе последние ноты божественных песнопений, крестный ход в главе с архимандритом Назарием, В.Н.Поливановым, губернатором А.С.Ключарёвым… направился к месту закладки… Окропив место закладки св. водою, архимандрит Назарий положил первый камень будущего дома имени И.А.Гончарова. Последующие камни были водружены на место гофмейстером В.Н.Поливановым и губернатором А.С.Ключарёвым…».
***
В КИНДЯКОВКЕ. Газета «Симбирянин» от 8 июня 1912 года.
«6 июня перед вечером дорога в знаменитую «Киндяковку» имела необычайно оживлённый вид. … Это мчались приглашённые владелицей прекрасной «Киндяковки» Екатериной Максимилиановной Перси-Френч почтить память И.А.Гончарова на «Обрыве». У границ имения гарцевали черкесы и, встречая подъезжавших гостей, указывали путь к «Обрыву». К 8 часам вечера на этом историческом месте, на верху горы, собралась масса публики, среди которой был губернатор А.С.Ключарёв, губернский предводитель дворянства В.Н.Поливанов, почётный академик А.Ф.Кони, …родственники А.Н.Гончарова, члены архивной комиссии и множество других. Здесь, на площадке… устроено возвышение, на котором сооружается Перси-Френч памятник И.А.Гончарову. Сооружение еще не закончено, но, судя по видимости, должно быть удачным памятником. На серой возвышенной площадке, с четырёх сторон которой устроены красивые выходы, воздвигается серый пьедестал (пока еще не законченный), на грани которого, обращенной к «Обрыву», помещается бело-мраморный медальон – И.А. Гончаров. Живописную картину представляет эта площадка, наполненная прибывающими гостями… У выхода же на площадку была устроена из зелени арка, за которой стеной толпились крестьяне, представляя живописную народную группу… Почтив таким образом память И.А.Гончаров на «Обрыве», все отправились по приглашению Е.М.Перси-Френч в «Киндяковку»…».

 К.А.Горбунов. Портрет И.А.Гончарова, 1847 г. Ульяновский музей И.А.Гончарова. Источник: uokm.ru.

Открытие мемориальной доски на Доме И.А.Гончарова, 16 сентября 1909 г. Источник: statehistory.ru.

Фотоплакат к юбилею И.А.Гончарова 1912 г. Из книги П.С.Бейсова «Гончаров и родной край», Куйбышев, 1960.

В.И.Китаевский. Помещичья усадьба в Киндяковке во времена И.А.Гончарова. Из журнала «Симбирск» 2015-8.

План усадьбы Е.М.Перси-Френч «Киндяковки». А.И.Титовский, 1982 год. Из книги С.С.Касаткиной, О.А.Свешниковой «Август Шодэ», Ульяновск, 2009.

«Гончаровская беседка». Фотография Ф.Каганина, 1912 г. Источник: feb-web.ru (Государственный архив РФ, Москва).

Бронзовые мемориальные доски с обелиска Гончаровской беседки – копии 1940-50х гг., с новой орфографией (утрачены). Фото 1970-х гг. Из книги С.С.Касаткиной, О.А.Свешниковой «Август Шодэ», Ульяновск, 2009.

Проект Дома-памятника И.А.Гончарову. Архитектор А.А.Шодэ, 1913 год. Из книги «Историко-архитектурные памятники Симбирска – Ульяновска», Ульяновск, ГИМЗ, 2006.

Подписной лист на сооружение Дома-памятника И.А.Гончарову. Из книги «Родина Гончарова. Сборник документов и материалов», Ульяновск, ГАУО, 2012.

Портрет И.А.Гончарова, гравированный академиком И.П.Пожалостиным, 1883 г. Из Собрания сочинений И.А.Гончарова, изд.Глазунова, СПБ, т.1, 1884 г.

Окончание выдержек из статьи краеведа, директора Ульяновского областного краеведческого музея в 1950-1982 гг. Марка Харитоновича Валкина (1922-2012), опубликованной в 1993 году. В ней рассказывается о предпосылках создания музея И.А.Гончарова в Симбирске-Ульяновске, его предыстории, накоплении фондов и, наконец, торжественном открытии, состоявшемся 17 июня 1982 г. Это стало кульминацией многолетней работы по увековечению памяти писателя на его родине.
***
М.Х.ВАЛКИН. Из статьи «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ И.А.ГОНЧАРОВА» (Историко-краеведческий сборник «Симбирский вестник», выпуск 1, 1993 г.) – окончание (с сокращениями).
«…В центральном, прекрасном зале здания [Народный музей – Дом-памятник И.А.Гончарову], с видом на Волгу, была создана Гончаровская комната. О ее составе можно судить из ответа музея на запрос Главнауки от 09.05.1929 г.: «комната организована из некоторых экспонатов юбилейной выставки 1912 г., впоследствии пополнена многими предметами переданными в музей из кабинета писателя. Об авторе «Обломова» здесь говорит и сам город Симбирск, и портреты писателя в разные годы его жизни, и знаменитый «Обрыв», и картины «Обыкновенной истории» и «Киндяковской беседки», и предметы его домашней обстановки и кресла из рабочего кабинета, и книги о нем. Не хватает только письменного стола, чернильницы с пером, дивана с фрегата «Паллада», личной библиотеки, приобретение которых должно составить заботы музея в ближайшее время». В отчете за 1929-30 гг. говорится об особой популярности у посетителей нумизматической выставки, выставки оружия и комнаты Гончарова. В 1932 г., с вселением в Дом-памятник Художественного музея, Гончаровская комната вошла в его состав и перемещена в комнату 2-го этажа.
Прежде чем продолжить разговор о судьбе гончаровской комнаты, необходимо остановиться на событии, имевшем прямое отношение к памяти писателя. В 1948 г. отмечалось 300-летие Симбирска-Ульяновска. Среди юбилейных мероприятий было и открытие памятника И.А.Гончарову у здания Дворца книги. При благих намерениях, совершился не акт увековечения памяти, а кощунство над памятью двух замечательных людей. Бронзовый бюст Гончарова был установлен на пьедестале памятника Столыпину, снесенного в 1917 г. Но вернемся к комнате памяти И.А.Гончарова. Автор этих строк в 1950 г. начал работать в Краеведческом музее и пришел к выводу, что по своему содержанию она больше подходит к его профилю. Удалось убедить в этом директора Художественного музея, и в 1954 г. комната «перекочевала» в Краеведческий музей. Местом для ее размещения стала небольшая комната на 1-м этаже. Среди экспонатов: «Летописец», начатый еще дедом писателя, уникальный портрет матери, портрет Гончарова художника Н.А.Майкова, кресла из петербургской квартиры, серебряный венок, возложенный на его гроб, акварели, привезенные из кругосветного путешествия. Единственную в Союзе экспозицию, посвященную памяти Гончарова, ежегодно осматривали десятки тысяч ульяновцев и туристов. Было очевидно, что пришло время поднимать вопрос о создании музея И.А.Гончарова. Но где он должен размещаться, какой должен иметь профиль, не было ясно. О превращении Дома-памятника полностью в музей писателя думать не приходилось: в нем находились экспозиции 2-х музеев. Можно было вести речь лишь о размещении музея в доме, где писатель родился. Что же касается профиля музея, то преобладало мнение, что Ульяновску нужен литературный музей, в котором необходимо экспонировать материалы и о других писателях-симбирянах.
В начале 70-х гг. была высказана мысль о создании в доме писателя мемориальной экспозиции с восстановлением бытовой обстановки, окружавшей его в детстве. Мы пришли к выводу о невозможности создать сколько-нибудь достоверную экспозицию, т.к. никаких документальных данных о планировке дома, об обстановке в его комнатах не сохранилось. Создание такой «экспозиции» явилось бы настоящей фальсификацией. Мне стало ясно, что единственно возможным было бы создание в доме, где родился писатель, историко-литературного музея, посвященного его жизни и творчеству. Первоначальным «заделом» экспозиции должны были быть экспонаты комнаты Гончарова. В начале 1975 г. в обком КПСС было внесено предложение о создании в доме, где родился писатель, музея Гончарова в качестве филиала областного Краеведческого музея. Решение было принято, для размещения гончаровского музея выделялся только 1-ый этаж. Дом был занят вечерней школой и рядом мелких учреждений. Освободить для музея даже 1-ый этаж было довольно трудно. В течение года «жильцов» все же удалось выселить, школу оставили на 2-м и 3-м этажах дома. С освобождением помещения предстояло провести в нем ремонтно-реставрационные работы, а тем временем форсировать разработку экспозиционного замысла и художественно-планировочного решения.
Была сформирована творческая группа. В нее вошли зав. научно-методическим отделом музея М.М.Савич и ст. научный сотрудник Ю.Д.Ефимов. В ноябре 1975 г. экспозиционный замысел Гончаровского музея был одобрен видным музееведом, ведущим методистом Государственного Исторического музея А.Б.Закс. Тем временем Министерство культуры РСФСР разрешило создать в нашем музее «Мемориальный отдел И.А.Гончарова» в составе 3-х научных сотрудников. Важной формой пропаганды творчества писателя стали ежегодные Гончаровские праздники в Киндяковской роще. Первый такой праздник состоялся в 1979 г. А впереди было самое трудное. Чтобы создать музей на основе подлинных реликвий, необходим был музейный поиск. Мы решили через газеты крупнейших городов обратиться с извещениями о начале работы по созданию в Ульяновске музея И.А.Гончарова и с просьбой оказать возможную помощь в этом благородном деле. С разных концов страны в Краеведческий музей стали поступать письма, в которых выражалось желание помочь в создании музея, предлагались старинные вещи, картины, книги. Сенсацией стало письмо из Днепропетровска от Н.А.Казас. Она сообщила, что хотела бы передать музею столик, принадлежавший И.А.Гончарову. Автор этих строк побывал в Днепропетровске и встретился с Натальей Марковной. Так Гончаровское собрание пополнилось уникальным экспонатом. Особый интерес для любого литературного музея представляют предметы, окружавшие писателя в жизни. Большинство таких реликвий давно экспонируется в музеях или хранится в их фондах. И все же, как мы убедились, иногда удивительные бывают находки. Однажды посетившие комнату памяти Гончарова москвички сообщили экскурсоводу, что в Москве, в семье Резвецовых, они видели вещи, принадлежавшие Гончарову. Глава семьи – Нина Николаевна Резвецова выразила согласие на мою встречу с ней. Состоялась дружеская беседа. Резвецовы – потомки близких Гончарову людей. Действительно, у них бережно хранилась часть вещей, принадлежавших писателю. Когда Резвецовы убедились, что в Ульяновске делается важное дело, связанное с увековечением памяти писателя, они согласились расстаться с большинством дорогих семейных реликвий. Из поступивших в музей вещей назовем, прежде всего, карманные золотые часы писателя швейцарской фирмы «Тобиас». Три китайские шкатулки и две фаянсовые тарелки с восточным орнаментом привезены из путешествия на фрегате «Паллада». Передана деревянная трость с серебряной рукояткой. От Резвецовых поступили также подлинные фотографии: снимок Гончарова (1872) и писатель на смертном одре. Всего было получено 22 предмета. Поступление явилось выдающимся событием не только для нашего музея. Музейный фонд России пополнился уникальным собранием. В 1977 г. отозвался проживавший в Москве правнук младшей сестры Гончарова – Анны Александровны Музалевской – В.В.Музалевский. У него хранились неизвестные ранее портреты Анны Александровны и ее мужа Петра Авксентьевича Музалевского. Его знали в Симбирске как замечательного врача, бесплатно лечившего бедноту. У Владимира Владимировича сохранилось письмо Гончарова к сестре от 26.06.1877 г., оригинал которого считался утерянным. Все это и некоторые другие предметы В.В.Музалевский передал Гончаровскому музею. Можно продолжать перечисление поступивших в Гончаровское собрание музея за 7 лет (1975-1982) различных материалов. Мы назвали лишь некоторые из них, как примеры результативной научно-собирательской работы коллектива.
Художник В.В.Академов разработал оригинальный проект планировки помещений и интерьеров. Во время симбирского пожара 1864 г. дом Гончаровых сильно пострадал. Купец Юргенс расширил и надстроил остов дома. Художник сумел выявить «гончаровскую» часть здания. Это позволило показать особенности провинциального интерьера 2-ой половины 18 – начала 19 века. Именно в этой части создавалась экспозиция, рассказывающая о детских годах писателя. Интерьеры экспозиции в «новой» части здания также создавались с учетом «места и времени». В зале, посвященном петербургскому периоду жизни Гончарова, мы видим характерное для столицы великолепие интерьера. Необходимо было на основе разработанной планировки провести в крайне запущенном здании ремонтно-реставрационные работы: полностью заменить аварийные сети, смонтировать сигнализацию, выполнить большой объем строительных и отделочных работ. В проект решения бюро Обкома мы внесли соответствующие пункты. И все же с проведением работ строители не торопились. Я приходил в кабинет 1-го секретаря горкома А.С.Золотова и говорил ему: «Александр Семенович, требуется Ваша помощь», – «Что нужно сделать?», – «Вам нужно побывать на объекте». Появление Золотова оказывало «магическое» действие: «Будет сделано»… И все же, когда начался монтаж экспозиционного оборудования, без «цейтнота» не обошлось. Времени оставалось мало, а открытие отложить нельзя – юбилейная дата. На торжественном митинге мы попросили выступить председателя облисполкома А.М.Большова. За сутки до открытия он посетил музейную стройку и сказал: «Да у вас еще конь не валялся!». Я ответил, что у нас все подготовлено, к завтрашнему дню окончим монтаж. В эту ночь сотрудники музея, художники – все мы работали до 3-х часов.
А в 16 часов 17 июня музей торжественно был открыт. В «Ульяновской правде» появилась корреспонденция под названием «Гончаровский историко-литературный». В ней говорилось: «Это событие, приуроченное к 170-летию со дня рождения И.А.Гончарова, готовилось несколько лет. Музейные работники, краеведы, проектанты, художники, строители, люди, хорошо знающие и любящие писателя – каждый вложил в создание музея частицу своей души. И вот долгожданный день. У дома Гончарова собрались партийные, профсоюзные и комсомольские работники, преподаватели, студенты, писатели, краеведы, книголюбы… Торжественный митинг открывает секретарь горкома КПСС Д.И.Баранов. Председатель облисполкома А.М.Большов поздравил всех с большим событием в культурной жизни не только нашего города, но и всей страны, говорил о заслугах И.А.Гончарова перед русской литературой, о связях его с нашим краем, о неумирающей славе его творений. … Разрезается красная лента. Распахнута настежь парадная дверь. Экскурсоводы ведут по музею первых посетителей…». Сохранился текст моего выступления на торжественном митинге [в статье текст приведен полностью]: «…Сегодня мы с вами являемся участниками крупного события в истории нашего края, в культурной жизни всей страны. Рождается музей, посвященный жизни и творчеству одного из великанов русской классической литературы. Здесь, на Симбирской-Ульяновской земле Гончаров родился. Здесь увидел он многое, что позднее вошло в художественную ткань его произведений. Всю жизнь Иван Александрович поддерживал связь с родным краем, делал все, что мог, для его культурного обогащения. Прогрессивные силы старого Симбирска… начали благородное дело популяризации творчества писателя, увековечения его памяти в родном городе. Создав первый музей писателя, мы продолжили эти традиции. … Семь лет велся всесоюзный поиск экспонатов. В результате собрана коллекция уникальных памятников материальной и духовной культуры, отражающих жизненный путь писателя, его творческий вклад в русскую и мировую литературу. Помощь в создании музея оказали работники архивных учреждений, библиотек и музеев Ульяновска и всей страны, …рабочие коллективы области. …Особо хочется сказать о вкладе в создание музея ныне живущих родственников и близких людей писателя: Н.Н. и Н.Б.Резвецовых, В.В.Музалевского, А.Н.Маркеловой, семьи Рудольф из Саранска. …Мы надеемся, что открывающийся сегодня музей полюбят трудящиеся области и наши гости, что он станет одним из самых посещаемых. … Пожелаем же коллективу нового музея, возникшего на великой русской реке, счастливого плавания!».

А.В.Агапкин. «И.А.Гончаров». Из серии «Симбирск литературный». Источник: shr-uln.ucoz.ru.

Памятник-бюст И.А.Гончарову (скульптор А.В.Ветров, 1948), 1950-ые гг. Из книги П.С.Бейсова «Гончаров и родной край», Куйбышев, 1960.

1) Памятник-бюст И.А.Гончарову (А.В.Ветров, 1948). Рисунок 1960-х гг. delcampe.net
2) Памятник И.А.Гончарову (Л.М.Писаревский, 1965). 1974 год. Фото Б.Вдовенко, РГАКФД – rgakfd.altsoft.spb.ru.

Проект планировки и благоустройства площадки беседки-памятника И.А.Гончарову. 1950 год. Из книги С.С.Касаткиной, О.А.Свешниковой «Август Шодэ», Ульяновск, 2009.

Гончаровская беседка. 1970-ый год. С открытки из комплекта «Симбирск – Ульяновск».

Дом-памятник И.А.Гончарову – Краеведческий музей. Из фотоальбома «Ульяновск», изд-во «Планета», 1979. Фото В.Гаспарянца.

Комната памяти И.А.Гончарова в Ульяновском областном краеведческом музее. 1) 1956 год. feb-web.ru. 2) Из брошюры «Комната памяти И.А.Гончарова» (памятка посетителю), УОКМ, 1962 год. Даже за короткое время заметно развитие экспозиции.

Фотопортрет И.А.Гончарова 1891 г., обрамленный серебряным венком, возложенным на гроб писателя студентами Петербургского университета. Один из самых ранних экспонатов, представленный еще на юбилейной выставке 1912 г. Из брошюры «Комната памяти И.А.Гончарова», УОКМ, 1962.

Торжественное открытие музея И.А.Гончарова 17 июня 1982 года. Второй справа – Марк Харитонович Валкин. Источник: sim-k.ru

Зал музея И.А.Гончарова, посвященный роману «Обрыв». Источник: vk.com/club49294462 – Музей И.А.Гончарова.