Не успели российские СМИ, в числе которых был и «Курьер», опубликовать предостережение академика Академии архитектуры Юрия Бочарова об опасности превращения высоток в жилые дома, как в Лондоне сгорела 24-этажка, унеся жизни более сотни человек.
Увидев кадры этой трагедии или услышав о ней, те, кто собирался купить квартиры в таких домах, должны были в ужасе содрогнуться. Это и был ужас в чистом виде. Загорелось здание на нижних этажах, и огонь мгновенно охватил всю высотку. Жильцы оказались отрезанными от улицы. Пламя полыхало одновременно по всему дому. Родители в отчаянии выбрасывали из окон детей, надеясь таким образом спасти их от огня. Они разбивались. Поскольку горело здание целиком, пожарные лестницы физически были не в состоянии снять всех обитателей дома. Гибель порядка 60 человек службы подтвердили. Еще около 60-70 считаются пропавшими без вести.
От случившегося были в шоке как руководство Великобритании, так и власти Лондона. И вот именно об этом предупреждал академик Бочаров. В случае пожара в высотке, говорил он, на лестницах сразу образуется давка, а пожарные лестницы достанут не везде. Для отеля или офисов башни еще как-то пригодны, но не для постоянного проживания людей. Бочаров удивляется, почему в России, с ее самой большой территорией в мире, дающей людям возможность селиться в малоэтажных домах, так увлеклись высотками.
Увлеклись ими не только мечтатели мэра Москвы Сергея Собянина, но и по всей стране, включая наш Ульяновск. Причем если в Лондоне, как выяснилось после этого пожара, в сгоревшей 24-этажке проживали люди в основном из иммигрантов, с невысокими доходами, то у нас эти гетто рекламируются как элитное жилье. Хоть на улице Минаева, хоть на левом берегу Свияги, за «Аквамоллом», ради которых готовы убить и саму реку. Жизнь в них расписывается, как жизнь в сказке, но прав академик Юрий Бочаров, говоря об угрозах.
В дни после лондонского пожара наша газета опубликовала письмо жильцов 12-этажного дома по улице Пушкинской, 11 в Ульяновске, больше 30 лет, как оказалось, живущих без воды по ночам. Насос, качающий ее в дом, попросту выключается, и, случись пожар… Но их Бог хранит. А что будет в такой же ситуации в 24-этажной «элитке»?
Сергей Поленов