На этой неделе Управление федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области оштрафовало рекламодателя на 100 тысяч рублей за плакат с использованием образа «Родины-матери» и подписью «Хватит бухать, пора покупать!» Такая гримаса «патриотизма», широко шагающего по стране.

Штраф выписали компании «Пищекомбинат «Волжский», которая является рекламодателем. На самом рекламном щите, который предстал изумленным ульяновцам в январе этого года, рекламировались торговые центры «СтройГрад». «Родине-матери» со знаменитого плаката времен войны в поднятую раскрытую ладонь рекламщики вложили ящик с инструментами, а вместо текста военной присяги – два слова: «скидки» и «акции».

Хуже всего была крупная подпись, выполненная белым шрифтом на красном фоне: «Хватит бухать, пора покупать!». Чуть ниже приведен и перечень товаров, которые предлагает «Родина-мать» с рекламного плаката: «строительные материалы, двери, мебель, товары для дома». Слоган, по мнению рекламщиков, видимо, должен был взбодрить людей после новогодних каникул. Люди взбодрились – и на откровенно оскорбительный плакат отреагировали заявлением в ФАС.

Дело было возбуждено по заявлению физического лица. Антимонопольщики сочли такое «творчество» недопустимым и нарушающим Федеральный закон «О рекламе». В документе прописано, что в рекламе «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений… в отношении социальной категории, возраста, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия». УФАС отмечает, что плакат, образ с которого использовали в рекламе, создан художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года и знаменит тем, что «морально поддерживал советский народ в борьбе с фашизмом».

– Атрибутика военных лет для ветеранов Великой Отечественной войны священна, а искажение данного плаката оскорбляет чувства ветеранов, – считают в антимонопольной службе.

Штрафу подвергся рекламодатель, разместивший плакат, но поразительно здесь то, что эта реклама сначала прошла через компанию, которая его придумала (в «СтройГраде» признавали, что отдали эту сферу на аутсорсинг), затем – через сам «СтройГрад», хотя там уверяли, что плакат вывесили без их ведома и без согласования, и только в последнюю очередь – через пищекомбинат «Волжский». Ни у кого из них не закралась мысль о том, что образ «Родины-матери» с инструментами в руках и рядом со словом «бухать» может выглядеть оскорбительным.

Более того, прецеденты наложения штрафов за подобные плакаты с использованием этого священного образа уже были. Самый недавний – в Тверской области, где УФАС также оштрафовало компанию за то, что плакат «Родина-мать зовет!» использовали в рекламе пункта сбора металлолома.

Реклама на улицах города, надо признать, вообще достаточно часто оказывается за гранью допустимого. Например, долгое время по всему городу люди рассматривали женскую попу в джинсах, которая рекламировала сериал «Универ» на ТНТ. В Петербурге общественный совет при УФАС эту рекламу, кстати, тоже рассматривал, но нарушения не нашел, хотя и призвал не использовать, цитируем, «постеры, которые спекулируют на частях тел женщин с пониженной социальной ответственностью».

Степан Горин