Если кто-то думает, что финансовые власти страны заботит состояние российских предприятий и организаций и состояние государства в целом, этот кто-то сильно ошибается.
С 1 июля все хозяйствующие субъекты Российской Федерации, за исключением подлежащих налогообложению на вмененный доход и еще небольшого сектора предпринимателей, обязаны обеспечить передачу сведений о всех своих расчетах по интернету в налоговые органы в реальном режиме времени. Лично я не могу пока даже приблизительно оценить весь масштаб проблем, которые эта идиотская затея сваливает на головы фирм, малых предприятий, просто предприятий, организаций и проч.
Прежде всего, это резкий рост расходов, финансовых резервов на которые может просто не хватить. Нужно обеспечить комплектность компьютерного оборудования, если его в фирме еще не было. Подключиться к интернету, для чего нужно иметь в штате IT-специалиста либо заключить договор с IT-фирмой. Необходимо обновить кассовое оборудование, чтобы оно имело выход в интернет в реальном времени. Отладить передачу данных о кассовых операциях налоговикам. Причем сведения эти будут поступать не прямо в налоговую службу, а некоему оператору, который автоматом направит их в специальный накопитель. И хозяйствующий субъект должен заключить договор еще и с этим оператором.
Тем самым фискальные органы хотят, вероятно, контролировать движение по территории страны всех денег до копейки, чтобы ничто не ускользнуло от налогообложения. Но только в нашей области – тысячи предприятий, организаций, фирм и предпринимателей. Каждый из этих субъектов хозяйственной деятельности в день проводит десятки, сотни и тысячи, если это супермаркет, кассовых операций. Сведения о всех них тут же должны уходить в накопитель. В неделю это, может быть, до миллиона, которые никто из налоговиков никогда в жизни не просмотрит и не проследит. Да, думаю, и не будет пытаться этого делать. Если же все это на всякий случай, чтобы при необходимости можно было войти в базу данных накопителя и проверить какого-то конкретного налогоплательщика, то не слишком ли громоздкий баян для таких целей выстраивается? Да и не абсурдно ли, что вместо совершенствования методов работы налоговой службы груз и расходы по контролю налогоплательщиков перекладывают на них самих?
Кому точно нововведение принесет дивиденды, так это производителям компьютеров, программного обеспечения, кассовых аппаратов и программно-технических интерфейсов к ним. Производители находятся, как правило, в США, на которые кто-то у нас и принуждает горбатиться нищие российские предприятия и организации. Либо США обогащаются косвенно, конкретно же это делается, например, в интересах импортеров программно-компьютерных комплексов. Скажем, сынка или племянничка министра финансов Антона Силуанова, которым не досталось нефтяных вышек и пришлось придумывать свой денежный насос в виде фискальных накопителей. И все, разумеется, под благовидным предлогом заботы о доходах бюджета. А в качестве побочного эффекта этого ноу-хау будет, видимо, поставка иностранным разведслужбам нашей финансовой информации, которые легко ее снимут из сети…
Непонятно, что будет делать налогоплательщик, если у него сломается компьютер или касса, которые мгновенно не удастся починить, и он не передаст в накопитель сведение о произведенной продаже чего-либо покупателю, получившему от него не кассовый, а товарный чек, заполненный от руки. Или произойдет обесточивание даже не его магазина, а какого-нибудь участка между ним и налоговым накопителем. Вернее, непонятно, что в этих и им подобных случаях сделают с налогоплательщиком. Большого шума против этой разорительной придумки почему-то, кстати, нет. Или большинство фирм смирились, что им все равно не жить, и готовы закрыться. Или ищут способ ухода в тень. Или же что-то еще. Правда, это лишь частично скажется на прибылях условного сына условного Силуанова, а если они, прибыли, резко снизятся, условный Силуанов с коллегами из правительства изобретут еще что-нибудь.
Василий Мельник