Верховный суд (ВС) РФ наделил правом жильцов требовать возмещение морального вреда за плохое качество коммунальных услуг или значительные перебои с эклектро- и водоснабжением.

Нет услуги – нет оплаты
“В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законом и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в невыполнении указанных услуг или в нарушении непрерывности предоставления и качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа”, — говорится в Постановлении Пленума Верховного суда РФ №22 по вопросам о судебных спорах в сфере ЖКХ от 28 июня 2017 года.

Требования к качеству каждого из видов коммунальных услуг прописаны в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

Что касается горячей воды, УК обязана обеспечивать ее подачу бесперебойно и круглосуточно (допустимая продолжительность перерыва: восемь часов (суммарно) в течение одного месяца, четыре часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд). За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы. Температура горячей воды в местах водоразбора (кран) независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов. Допустимое отклонение при этом составляет в ночное время (с 0.00 до 5.00) не более чем на пять градусов, в дневное (с 5.00 до 0.00)- не более чем на три градуса. За каждые три градуса отступления от допустимых отклонений температуры размер платы снижается на 0,1 процента, а за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, оплата производится по тарифу за холодную воду. Есть требования и к давлению воды. В кране она должна быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см). Если ниже не более чем на 25 процентов, размер месячной платы уменьшается на 0,1 процента. Если ниже более чем на 25 процентов – плата не взимается вовсе. Если установлено отклонение состава и свойств горячей воды от требований СанПиНа, плата за ГВС не производится.

ВС отмечает, что в случае сбоев в обеспечении ресурсами собственники и наниматели также могут добиваться снижения стоимости коммунальных услуг вплоть до полного освобождения от оплаты. Кроме того, они могут претендовать на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании некачественных услуг, указывает ВС РФ.

Суд также отметил, что жильцы в случае плохих услуг или факта перебоев в подаче света или воды могут в качестве доказательств использовать аудио- и видеосъемку показаний свидетелей или заключения экспертов. “Отсутствие вины в оказании услуги ненадлежащего качества или с перерывом доказывается исполнителем коммунальных услуг”, — добавляется в документе.

Самовольно не повышать!
Тем же постановлением №22 ВС указал на то, что отключение коммунальных услуг должнику не должно нести негативных последствий для других жильцов. «Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих», — говорится в разъяснении ВС. Суд при этом подчеркивает, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги, но если такое решение все же принято, то жильца обязаны предупредить о скором отключении. «Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, установленные правительством РФ», — указал ВС.

Управляющие компании не имеют права произвольно и в одностороннем порядке повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг, цены за содержание и ремонт общего имущества жильцов дома должны быть разумными, отметил Верховный суд РФ. «При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности», — говорится в документе. Как подчеркнул ВС, управляющая организация не имеет права в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом. ВС также разъяснил, что если суд отменит установленный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения, то оспариваемый тариф перестает действовать, а стоимость услуг подлежит перерасчету по предыдущему тарифу.

Николай Генин