Елена Платонова
С недавних пор Росавиация прекратила отвечать на запросы от иностранных компаний о лицензиях российских пилотов. Так в России пытаются противостоять оттоку летчиков за границу. «Такие дела» узнали у пилотов, работающих на Востоке и в Азии, как им живется и что послужило причиной их отъезда.
За последние два с половиной года на работу в азиатские авиакомпании перешли более 300 российских пилотов гражданских самолетов. Еще 400, по данным «Коммерсанта», находятся в процессе трудоустройства, но с переходом в иностранные компании у них могут возникнуть проблемы: с весны 2017 года Росавиация перестала подтверждать лицензии российских пилотов. А «Аэрофлот» принял решение не принимать на работу пилотов, уехавших работать в иностранные авиакомпании, в течение трех лет после увольнения.

Российские авиаперевозчики заявляют, что причина массового отъезда пилотов — зарплата, которая в азиатских странах в разы выше, чем в России. Но сами пилоты рассказали «Таким делам», что к переходу в иностранные авиакомпании их подтолкнули не только деньги, но в первую очередь отношение руководства к работникам летного экипажа.

Все герои этой статьи попросили не называть их фамилий. Дочитав, вы сами поймете почему.

 

Фактически я стал рабом
Илья, КВС, ОАЭ
Налет: 6000 часов на Boeing 737 и 1000 часов на Boeing 757

Когда я окончил Ульяновское училище гражданской авиации, был серьезный дефицит англоговорящих пилотов, Россия начала осваивать импортные воздушные суда, а я неплохо знал английский и благодаря этому попал в группу на переподготовку. Уехал в США, там переучили на Boeing 737. Так я начал карьеру пилота самолета Boeing 737.

Я родился в семье авиаторов. Мой отец проработал в гражданской авиации 42 года механиком, техником, обслуживал самолеты Ил-18, Ту-154. Летал бортинженером на Ту-154, а затем бортинженером на Ил-86. Потом работал в центральном аппарате гражданской авиации. Мама работала бортпроводником на Ил-18, Ил-62, Ту-114.

Я летаю на Boeing с 2005 года. Работал во многих компаниях. Работа нравится, я люблю летать как в простых, так и в сложных погодных условиях. Больше всего мне понравилось работать в авиакомпании «Атлант-союз», учредителем которой было правительство Москвы. Очень многое зависит от руководства. Там у меня были прекрасные руководители, отличный генеральный директор. Я спокойно летал и не думал о смене компании, несмотря на разницу в зарплате. Но смена мэра Москвы поставила на авиакомпании крест, так как ее деятельность была признана непрофильной.

А дальше хорошие времена закончились. Зарплата упала, отношение менеджмента стало совсем плохим. И стал более заметен отток кадров.

Бытовые проблемы вышли на первый план. Питание в самолете для экипажа давно перестало быть полноценным, в одной лоукост-компании даже ограничили количество бумажных стаканов и на завтрак стали выдавать замороженные бутерброды. Даже платная парковка автомобилей для сотрудников не всегда имеется. Гостиницы для отдыха между полетами в транзитных аэропортах оставляли желать лучшего.

После того как была ликвидирована авиакомпания «Москва», я перешел на работу в UTair, там мне предложили переучиться на Boeing 757, но потом из-за финансовых трудностей эксплуатация Boeing 757 была прекращена. Мне предложили перейти на работу в одну чартерную авиакомпанию на самолет Boeing 737. А когда я решил оттуда уволиться по собственному желанию, генеральный директор просто забрал трудовую книжку и сказал, что я буду там работать на его условиях и если я хочу ее забрать, то должен положить ему на стол деньги, которые он за меня заплатил. Фактически я стал рабом. Суд никак не отреагировал, мое заявление осталось без ответа.

В России пилот — это собственность, которую не ценят. Но деваться-то, по сути, некуда, вот пилоты и терпят.

После банкротства «Трансаэро» в 2015 году рекрутинговые агентства активно стали шерстить наш рынок.

Патриотизм мне как-то с детства привили. Но я столкнулся с коррупцией и безразличием со стороны власти и, посоветовавшись с семьей, решил попробовать себя на международном рынке. И меня почти сразу пригласили на собеседование.

Для иностранной компании я оказался ценным специалистом: налет 7000 часов, и все на самолетах корпорации Boeing. Прошел собеседование, тестовые проверки на тренажере, и меня пригласили на работу к арабам.

Зарплата в основном состоит из оклада, налет значения особого не имеет, если летать меньше 75 часов. Если больше, то получаешь ощутимую прибавку. В России я летал по-разному, вплоть до 90 часов, больше у нас летать нельзя. Тут я летаю 70 часов, а разница в зарплате получается существенная, и это, как вы понимаете, не в пользу отечественных компаний. В одной лоукост-авиакомпании я получал максимум половину от того, что я получаю сейчас в месяц. И это был месяц, в котором я сделал примерно 42 посадки, а это очень плотный график.

Когда я приехал сюда, мне дали номер в отличном отеле, аванс на аренду жилья и даже на покупку мебели в размере двух зарплат в моей предыдущей компании. И это безвозмездно. Еще банк предоставил кредит на машину под гарантии компании и всего под 3,5% годовых. Компания сделала медицинскую страховку на меня и мою семью. Оплатила перелет моей семьи и предлагает контейнер для перевозки имущества из России. Они решили все мои проблемы, взамен просят лишь безопасно возить их пассажиров.

О возвращении я не думаю, по крайней мере сейчас. У меня контракт. Да и зачем думать о возвращении? И куда?

В UTair, на старенькую классику с лучевыми трубками, от которых садится зрение? Или в лоукост-компанию, где экономят на мелочах и своих сотрудниках?

Да, там у меня много друзей, там есть отличные инструкторы, но политика компаний оставляет желать лучшего. Они и инструкторов-то не особо ценят. Нет смысла возвращаться туда, где к специалистам так относятся. Где жилья нет, бытовые проблемы ты должен решать самостоятельно, в перерывах между полетами.

А тут зарплата позволяет снимать дом, а еще и обучение ребенка оплачивается: на школу компания дает 9000 долларов в год. По сравнению с Россией контраст потрясающий. Здесь просто курорт.

Иностранные компании, конечно, принимают пилотов высокой квалификации, отбор достаточно строгий, подготовиться непросто. В основном уезжают, безусловно, в Азию, но и Восток весьма неплох. Пилоты тут востребованы, и нас всячески поддерживают.

Регулировщик в аэропорту
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Сейчас бортпроводники тоже пытаются найти работу за пределами страны, и те, кто владеет языком, весьма успешно проходят собеседование. А инженеры и техники давно уехали из России, конечно, кто смог.

В основном в Африку, но и на Аравийском полуострове они есть. Тут помимо пилотов много нефтяников, у них здесь целый клан, сообщество. У них такая же история.

Ну а что касается главного отечественного перевозчика, я там не работал, но у меня друзья летают на Airbus A320, они сильно измотаны. Самолеты хорошие, но в кабине находятся уставшие люди, которые приезжают домой, чтобы восемь часов поспать, поесть и снова ехать на работу. И так пять дней в неделю.

Еще год назад у них была нехватка кадров. Почему сейчас такая шумиха, я не понимаю.

Даже инструкторы стремятся летать как можно больше, чтобы заработать. Кроме полетов инструкторы летают на тренажере и ездят в офис, что приводит к накоплению усталости, а ведь это напрямую влияет на безопасность полетов. Безопасность — это не только самолеты, это еще и экипаж.

Отказ Росавиации подтверждать лицензии российским пилотам — уникальное решение. Наша Росавиация, вообще, уникальный орган. Что там происходит, иногда просто загадка. С инспекцией невозможно разговаривать.

Государство давно, планомерно и весьма успешно уничтожает отечественную авиацию. Все эти запреты бесполезны. Не в этом, так в следующем году уедут те, кто хочет уехать.

Да, народ боится последствий, но за границей на пилотов воздействовать непросто, там от них ничего сейчас не требуется. Само свидетельство пилота бессрочное.

Единственный момент — это при возвращении мне потребуется подтвердить уровень владения английским языком. Вот тут, наверное, они что-то могут сделать, чтобы создать проблемы. Я не про законные меры сейчас говорю. Но это помешает только работе в России. У многих сейчас свидетельства других стран.

Я не хочу, чтобы меня искали в соцсети, и не хочу лишний раз раздражать обладающих властью начальников.

У нас неправовое государство, я уже не раз с этим лично сталкивался. В этой связи прошу не публиковать мою фамилию. Последствия могут быть разными. Мы же любим свою Родину, и мне бы хотелось иметь возможность вернуться по окончании контракта. Я буду думать, возвращаться или продлевать контракт. У меня в Москве родители, родственники, друзья. Мне бы хотелось вернуться. Просто нет возможности. Нет, по сути, работы в нормальных условиях.