ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ ПОСЛЕЧП НАЧИНАЕТ НАХОДИТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМА РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В СОЛОВЬЕВОМ ОВРАГЕ.

УЛЬЯНОВСК — МАЛЕНЬКИЙ ЧЕРНОБЫЛЬ?
Старожилы помнят, что в 1962 году на Ульяновском приборостроительном заводе произошел крупный пожар. Среди прочих объектов огонь уничтожил цех, в котором хранились радиоактивные компоненты для изготовления авиационных приборов. Пожар тогда благополучно потушили. «Горелки» с наибольшим уровнем радиации отправили в могильник Димитровградского НИИ атомных реакторов. Другую часть вывезли в Соловьев овраг, расположенный между улицами Карла Маркса и Урицкого в Ульяновске.

На этом злоключения не кончились. После пожара, как уже сказано, золу вперемешку с радиоактивными материалами сбросили в овраг. Местные жители собирали эту золу, замешивали, делали раствор шлака и пускали его на строительство своих домов. Позже, когда провели дезактивацию, было установлено, что такие дома буквально «светятся».

Использовали шлак и в качестве подстилочного материала под тротуары в Ленинском районе.

Место в областном центре опять же выбрали не самое удачное. Оползни, дождевые, талые и грунтовые воды вынуждали радиацию «кочевать», покрывая овраг радиационными «пятнами». Надо было останавливать сползание склона и создавать дренажную систему. В противном случае загрязненные воды с объекта могли попасть в Свиягу, до которой было, что называется, подать рукой. Смущала сумма предстоящих расходов. Она намного превышала финансовые возможности города. Попытки получить средства из федерального бюджета наверху в корне пресекли: «Проблема носит локальный характер. Ваши трудности — это ваши проблемы». И об овраге надолго забыли, обрекая местных жителей на соседство с опасным для жизни и здоровья объектом.

МОЛЧАНИЕ — ЗНАК ЧЕГО?
26 апреля 1986 года мир вздрогнул от аварии на Чернобыльской АЭС.
Ее эхо докатилось и до Ульяновской области. Пришло понимание большой беды. Снова вспомнили об отходах в Соловьевом овраге, тем более что он продолжал активно фонить.

Убрали еще одну часть зараженного грунта. Провели повторную дезактивацию оврага, цехов «приборки» и жилых домов. Наметили частичное переселение людей. Тут, как на грех, кончились деньги. Работы в очередной раз свернули. Заявок на мониторинг от города больше не поступало.

«БОЛЬШОЙ БРАТ»
К проблеме вернулись после встречи сенатора от Ульяновской области Сергея Рябухина с главой Росатома Сергеем Кириенко в январе 2014 года. По результатам переговоров представители минсельхоза региона и Росатома побывали в зоне Соловьева оврага. Сошлись во мнении, что для решения накопившихся вопросов потребуется вхождение в государственную федеральную программу по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Губернатор Сергей Морозов тут же поручил властям города провести межевание участка и подготовить документы для проведения тендера по выбору подрядчика. С участием представителей Росатома и директора филиала «РосРАО» Андрея Балашова определили пошаговый план действий по дезактивации.

НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
На последней встрече в аграрном комитете Законодательного собрания Ульяновской области главный эколог города Александр Кура-шов сообщил уточненные данные. Участок заражения не превышает 30 квадратных метров при глубине заражения до одного метра и объеме грунта 20 кубометров. Тендер прошел, подрядчик определен. Площадка выделена и подготовлена. Необходимые для обследования участка и производства работ 8 миллионов рублей получены.

Сегодня известно, что работы будет проводить нижегородское предприятие по обращению с радиоактивными отходами при непосредственном участии саратовских специалистов. В Ульяновск уже поступила специальная техника. Начало работ запланировали на 10 июля. Единственным препятствием является дождливая погода. Однако, по словам Александра Курашова, к 11 октября Ульяновск при любых обстоятельствах получит дополнительно 36 гектаров чистой земли. Помешать исполнению договора погода не сможет.