Русская православная церковь различает миссионерство и прозелитизм, утверждая, что миссия церкви сформулирована Христом и состоит в том, чтобы донести до максимального числа людей Слово Божие, прозелитизм же свойствен сектантским организациям, цель которых – во что бы то ни стало заманить людей в секту. Современный интернет стал инструментом того и другого, причем разница между миссионерством и прозелитизмом, очевидно, является чисто стилистической, религиоведы даже считают эти термины синонимами.

Несмотря на консерватизм, РПЦ довольно рано осознала пользу интернета для целей катехизации и миссионерства. Еще в 2003 году протоиерей Всеволод Чаплин, в ту пору заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, говорил в интервью журналу «Мир ПК»: «”Удельный вес” православной мысли и информации в интернете гораздо больше, чем на телевидении, радио или в газетах. У нас есть православные газеты, есть хорошие материалы о Церкви в светских газетах, есть и телепрограммы, но соотношение объема всего этого и того, что есть в интернете, несопоставимо. Только сайтов православной ориентации сейчас несколько сотен».

Сегодня их на порядок больше. На портале www.hristianstvo.ru, представляющем собой каталог православных интернет-ресурсов, – около 13800 ссылок, из них сайтов на русском языке – почти 7700, и их число растет. Портал ведет рейтинг наиболее посещаемых сайтов, в рейтинге – 1500 наименований.

«К сожалению или к счастью, интернет — это СМИ для бедных, – говорил в том же интервью еще не одержимый бесами войны Чаплин. – Гораздо проще и дешевле открыть Web-сайт, чем начать издавать газету, сделать радиопередачу, а тем более телепрограмму, или пробиться на телевидение либо в большую прессу со своей информацией. Из-за этого мысль церковная и перешла в интернет… Я надеюсь, что интернет станет одним из средств демонополизации большого информационного пространства, в том числе, возможно, и телевизионного».

Управление делами Московской патриархии и Синодальный информационный отдел разработали «Стандарт присутствия епархий Русской православной церкви в интернете». Епархиям РПЦ МП предписано строить свою политику в интернете в соответствии с этим стандартом. «Освещение жизни епархии должно происходить на достойном уровне, который достигается, в том числе, существованием многофункционального портала», – говорится в документе. Свой официальный интернет-ресурс епархиям рекомендовано строить по принципу «корпоративного сайта»: сайт епархии должен быть не просто сайтом-визиткой, но полноценным порталом с полной информацией о епархии, ее проектах, событиях, с видео- и фотоматериалами, а также с развитой навигацией, с поисковыми сервисами и архивами. В интернете действует сеть православных сайтов prihod.ru как инструмент создания и продвижения сайтов церковных организаций. В 2014 году появилась православная социальная сеть «Елицы». Есть сайты, где священники отвечают на вопросы людей, один из ранних проектов такого типа – «Священник отвечает», он родился в начале 2000-х годов.

Наряду с позитивной программой у РПЦ есть и негативная, которая отражается в периодических призывах навести порядок в интернете, провести границы свободы слова в сети, отрегулировать доступ к сетевому контенту. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что в интернете ведется массированная антицерковная информационная кампания, из-за чего у молодых россиян нарастает негативное отношение к церкви. «Происходит это под влиянием сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети», – сказал предстоятель РПЦ 16 июня 2017 года на церковно-научной конференции, посвященной 100-летию начала эпохи гонений на Русскую церковь. В то же время патриарх в своих проповедях подчеркивает, что «в умелых и ответственных руках интернет может быть уникальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом общении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви». Таким образом, для церкви интернет – mixed blessing, палка о двух концах: он плохой, если видеоблоггер Соколовский использует его для ловли покемонов в храме, и хороший, если на сайте можно подать записку о поминовении за здравие или за упокой, заказать молебен, початиться с батюшкой.

«Если бы во времена апостола Павла был интернет, то он бы тоже использовал его в своей проповеди — ходил бы с планшетом, был активным блоггером… Ведь сегодня не использовать интернет для проповеди было бы преступлением», – говорит Надежда Земскова, основатель и руководитель международного миссионерского интернет-проекта «Батюшка онлайн».

Семь с половиной тысяч православных сайтов, вошедших в упомянутый выше каталог, указывают на то, что церковь обжила интернет, развернула в нем информационную, просветительскую, миссионерскую деятельность. Духовное сродни виртуальному. Виртуальное пространство интернета стало отражением и вместилищем религиозного бытия.

Сергей Гогин