Ульяновская школа №42, не имеющая статуса ни гимназии, ни лицея, вошла в десятку лучших в России. С ее работниками мы поговорили о том, как меняется система школьного образования в стране.

Перед ФГОСом все равны
Вероятно, большинство родителей об этом и не подозревают, но с 2013 года федеральное законодательство отменило существовавшие в нем раньше особые школьные статусы. Согласно формулировкам нового Закона “Об образовании”, все школы стали именоваться общеобразовательными учреждениями. И требования к системам обучения в них всех оказались равны – учить детей должны по ФГОСам, федеральным государственным стандартам. В четвертом классе дети проходят через контрольную работу, в девятом – через ГИА, в одиннадцатом – через ЕГЭ.

Отказ от таких статусов призван смягчить проблему с разделением школ на элитные и обычные, которая актуальна и для Ульяновска. Для этого же было введено территориальное разделение детей по школам. Теперь за каждой из них закреплены дома в отдельных микрорайонах, и дети из них принимаются в “свои” школы в первую очередь. Желающие попасть в школу не по своем адресу могут это сделать, если в общеобразовательном учреждении останутся свободные места после основного приема.

И пока многие родители стараются устроить своих детей в гимназии и лицеи, мы узнали, как живет обычная школа. Тем более что в конце июня из федерального Министерства образования пришла эта новость: школа №42 Ульяновска включена в десятку финалистов конкурса “Лучшая инклюзивная школа России”.

Боятся детей
42-я школа – единственная самая обычная на Верхней Террасе. Кругом – учреждения для детей, взявшие в свое время на себя бремя особого статуса: гимназии да лицеи.

Пока в школе нет детей, директор Олег Куликов показывает нам свое учебное заведение. В классах стоят интерактивные доски, все дети, даже дошкольники, имеют возможность заниматься на компьютерах. В том числе в школе есть мобильные компьютерные классы – передвижные столы-шкафы с набором ноутбуков, которые позволяют развернуть компьютерную сеть в любой аудитории.

Из последних новинок в школе – сенсорная комната для отдыха детей, гусеничный подъемник, который помогает перемещать по лестнице ребенка в инвалидной коляске, оборудованный для людей с ограниченными возможностями санузел. Детей с ограничением опорно-двигательного аппарата, которым этот подъемник может понадобиться, в школе сейчас занимается двое.

Рассказывая о работе с ними, заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Евстигнеева отмечает: многие школы боятся брать детей с ограниченными возможностями. Но, согласно новым нормам, они обязаны это делать. С 1 сентября прошлого года вступил в силу ФГОС, согласно которому все общеобразовательные учреждения должны заниматься в том числе и инклюзивным образованием. Если к школе территориально относится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, она обязана его принять.

Психолог не помешает и взрослым
42-я с 2014 года являлась пилотной федеральной площадкой по апробации нового ФГОСа. Посыл для этого был серьезный, ведь школа, по сути, уже много лет занимается инклюзией. В нее, например, ходят дети из расположенных на Верхней Террасе дома детства и реабилитационного детского центра. За годы работы в школе сформировалась профессионально психолого-педагогическая служба, в которую входят психолог, логопед и социальный педагог.

В прошлом году в школе учился 61 ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы у детей могут быть разными: слабый слух, неработающий опорно-двигательный аппарат, задержка психического развития, аутизм. Для каждого составляется своя образовательная программа, при этом ребенок проходит ее в одном классе вместе с другими учениками. Смысл инклюзии, подчеркивает Татьяна Евстигнеева, – именно в том, чтобы рядом с обычными детьми были созданы условия для необычных учеников.

Конечно, это требует особой подготовки педагогов. Учителя 42-й ездили на специальные курсы в Москву, специалисты приезжали к ним. Также школа обучала своим методикам учителей со всего региона.

Важно и отношение со стороны детей. Но, несмотря на возможные опасения, о какой-то сложной обстановке в 42-й школе говорить нельзя. “У нас территориально такой контингент ребят, что всегда бывают непростые дети. И мы их не делили никогда, они у нас все вместе. Поэтому наши дети подготовлены. У учеников с особенностями есть масса друзей. Они вместе ходят на уроки и мероприятия – в кинотеатр, например”, – рассказывает замдиректора.

Хотя, отмечает она, школе бы не помешал еще один психолог. Ведь нередко помощь этого специалиста нужна не только детям, но и работающим с ними взрослым. Директор школы Олег Куликов говорит еще об одном пробеле в федеральном законодательстве: школа условия для детей с ограниченными возможностями создает, но вот государство не может обеспечить для них тьюторов – сопровождающих, которые могли бы находиться рядом с ребенком и помогать ему в нужный момент. Их работу школьный коллектив сейчас берет на себя.

Хотелось бы надеяться, что 42-я станет своеобразным тьютором и для всех ульяновских школ на пути к тому, чтобы перестать гнаться за особыми званиями и начать грамотно работать с обычными и в том числе сложными детьми.