25 июля 1920 года был открыт Симбирский художественный музей. Вообще-то, Ульяновский областной художественный музей ведет свою историю с времен более давних, а это дата создания самостоятельного музейного учреждения. Впрочем, в те годы оно просуществовало недолго. Попробуем кратко проследить историю возникновения и становления самого красивого – как снаружи, так и по содержанию – музея Ульяновска. Начало музейной экспозиции произведений искусства было положено открытием Историко-археологического музея Симбирской Ученой архивной комиссии. Официально он был открыт 1 января 1896 года, но временем основания считается 1895 год – начало доступа для посетителей. Наряду с предметами старины, архивными документами, один из отделов музея представлял собрание произведений искусства. Большинство из них были пожертвованы музею Владимиром Николаевичем Поливановым и другими симбирянами. Несколько прекрасных картин русской академической школы передано музею Архивной комиссии Академией художеств. Вопрос о создании отдельного Художественного музея возник уже в 1-ые годы советской власти, в связи с национализацией большого числа художественных ценностей. Общеизвестно, что Художественный музей первоначально разместился в особняке Е.М.Перси-Френч на бывшей Московской улице (Ленина, 59). Но использоваться для хранения произведений искусства здание стало раньше. В октябре 1918 г. была создана Художественная комиссия при Народном музее. Члены комиссии собирали бесценные художественные сокровища в разоренных дворянских имениях, брошенных городских особняках и квартирах, и свозили их в выделенный для этого дом на Московской. А 25 июля 1925 года в бывшем особняке Перси-Френч открылся Симбирский художественный музей. Его первым директором стал симбирский художник Алексей Николаевич Остроградский (1867-1943), выпускник Петербургской Академии художеств, ученик И.Е.Репина. Наиболее известна его картина «Великий четверг», хранящаяся в Третьяковской галерее. Особняк, первоначально принадлежавший дворянам Ермоловым (в нем родился Н.М.Языков) состоял из 22 залов, 18 из них заняли экспозиции музея. Многие произведения, привезенные из опустевших родовых гнезд, имели плачевное состояние, были повреждены, отсутствовали данные об их авторах и самих полотнах. А.Н.Остроградский проделал титаническую работу по реставрации, идентификации и классификации художественных ценностей. В 1922 г. он с полным основанием писал: «Есть музеи больше нашего по количеству собранного и по именам, например, Самарский, Казанский, но представители этих музеев… отдают предпочтение нашему… Картинная галерея Симбирского музея выделяется… правильным расположением по школам, эпохам и самим подбором произведений…». В 1922 г. Художественному музею передана уникальная коллекция А.В.Жиркевича: более 1,5 тыс. произведений искусства, среди которых работы И.Е.Репина, К.П.Брюллова… Собрание музея увеличилось почти вдвое. Но требовались огромные усилия по реставрации многих произведений коллекции, хранившейся до этого в ненадлежащих условиях. Эта работа почти полностью была проделана собственноручно Остроградским, не говоря о подгонке, ремонте рам, размещении. Искусствовед П.Е.Корнилов писал о 1-м директоре: «…Вечно в рабочем кабинете, руки в клею, на столе отвертки, гвозди, молоток, вместо привычных кистей, красок, книг по искусству». Большую помощь оказывали представители творческой интеллигенции: Д.И.Архангельский, А.А.Пластов, П.С.Добрынин и др. Еще одной проблемой являлось состояние здания музея, построенного в начале 19 века. Оно ветшало, разрушалось, к тому же стало тесным для растущей коллекции. А.Н.Остроградский еще в 1920-ых гг. ставил вопрос о подыскании нового помещения, но не нашел поддержки у представителей власти. В 1925 г., просуществовав 5 лет, Художественный музей утратил самостоятельность, став одним их 3-х отделов областного музея (см. далее). Это существенно сказалось на его финансировании. А в конце 1920-х начала меняться обстановка в стране, в т.ч. в отношении к музейному делу. Окончательную формулировку эти изменения получили на 1-м Всероссийском музейном съезде в 1930 г. Теперь музеи должны были отражать задачи классовой борьбы и социалистического строительства. Собрание художников города отмечало, что экспозиция Художественного музея «не дает возможности диалектически определить развитие общественно-экономических отношений». Художники обязуются «принять горячее участие в переделке всех городских музеев по методу диалектического материализма с отражением марксизма и ленинизма…». Закономерный итог: августе 1931 г. А.Н.Остроградский и его заместитель И.П.Остоя-Овсяный подали заявления об увольнении, немедленно удовлетворенные… А в 1932 г. дом Перси-Френч был передан под общежитие Комбината защиты растений. Экспонаты перевезли в Дом-памятник И.А.Гончарову на Венце, который тогда занимал Естественно-исторический музей. Художественный музей оставался отделом Ульяновского Государственного областного музея, и только в 1939 г. вновь обрел самостоятельность. С переводом в Дом-памятник музей, по сути, поселился в здании, которое изначально для него предназначалось. Но существование под одной крышей двух больших музеев уже в те годы представлялось не лучшим вариантом размещения. Группа художников, среди которых был и А.Н.Остроградский, опубликовала в газете «Пролетарский путь» от 20 апреля 1939 г. статью «Ульяновску нужен художественный музей». «Посетители… видят лишь десятую часть всех ценностей, какими располагает музей… Здание Краеведческого музея, где сейчас помещается художественный отдел, мы предлагаем передать под художественную выставку, т.к. оно строилось специально для этой цели. В нем можно выставить все богатства, которые сейчас лежат в пыльных хранилищах… Экспонаты [Краеведческого музея] легко могут быть размещены в любом другом помещении… Таким образом, Ульяновск имел бы не один, а два прекрасных музея». Проблема, не утратившая актуальность и в наши дни. Зал русского искусства 19 века Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Из книги Ю.В.Козлова «Калейдоскоп юных талантов», Ульяновск, 2015. Ульяновский областной художественный музей. Источник: ulmus-art.ru Директор Симбирского художественного музея А.Н.Остроградский (справа), П.Е.Корнилов и Д.И.Архангельский в музее. 1923 год. Из книги «Живу и дышу родным городом (по материалам архива Д.И.Архангельского)», сост. В.М.Костягина, Ульяновск, 2009. Зал Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Источник: ulgrad.ru. Ульяновский областной художественный музей. Источник: ulmus-art.ru Зал фарфора Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Источник: ulgrad.ru. Ульяновский областной художественный музей. Источник: ulmus-art.ru Зал фарфора Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Из книги «Прогулки по Московской», Е.К.Беспалова, И.Э.Сивопляс, Ульяновск, 2013. 1) Галерея естественно-исторического музея. 1920-ые гг. Из книги «Симбирский – Ульяновский край в истории России», Ульяновск, 2007 г. 2) Галерея Ульяновского областного художественного музея. Источник: museum.ru. Парадная лестница Ульяновского областного художественного музея. Источник: museum.ru. |
|
|
Ндааа…
Какие красивые вещи! Картины, мебель, посуда, часы… Это не предметы обстановки, это просто музыка!
А4
А в советское время для холопов делали угловатую типовую мебель и дешёвые граненые стаканы для водки. Но лохи верили, что будут жить во дворцах и в особняках.