Городская свалка возле села Красный Яр, громко именуемая полигоном, продолжает угрожать жителям региона пожарами и отравлениями.

ГОРИМ, БРАТЦЫ, ГОРИМ!
Без малого три десятка лет жители пригородного села Красный Яр живут как на вулкане. Свалка, являющая собой огромный курган, отравляет не только окрестности, но и левобережную часть города. В свое время, исходя, видимо, из лучших побуждений, власти Ульяновска передали свалку в аренду СЮО «Полигон». Но проблема никуда не ушла. Напротив, обострилась. Вокруг злополучного кургана вот уже много лет идут бесконечные споры, поиски правых и виноватых, судебные процессы.

Вот как видит ситуацию руково дитель Управления Росприроднад юра по Ульяновской области Александр Каплин.
– Противоправная деятельность полигона, – говорит он, – на протяжении последних как минимум двух лет постоянно вызывает нарекания жителей Красного Яра и Ульяновска. Тем не менее проблема организации сбора, вывоза, хранения и утилизации ТКО решения здесь так и не нашла. На полигоне постоянно выявлялись многочисленные нарушения закона. Неоднократно отмечались возгорания отходов, причем настолько крупные, что вызывали реальную угрозу объектам предприятия «Ульяновскводоканал» и массового отравления жителей Красного Яра продуктами горения. Виновные лица привлекались к административной ответственности. Имущество арестовывалось. Сумма штрафов, выставленных юридическому лицу, превысила 10 миллионов рублей. Штрафы до сих пор не погашены. Решением суда полигон закрывали, вносили представление главе города. Однако принимаемые меры не помогли. Здесь возникают вопросы к службе судебных приставов, которая, по сути, бездействовала все эти годы, не принимая мер к взысканию. Нужны срочные меры, так как полигон представляет собой реальную опасность, которая постоянно возрастает.
Миной замедленного действия называет полигон председатель аграрного комитета ЗСО Виктор Антипов. Он благодарен природе за бесконечные дожди. Без них курган давно бы давал о себе знать постоянными возгораниями.

Более осторожен в оценках советник губернатора Ульяновской области Лев Левитас. Он призывает не забывать о технической стороне дела. В кургане давно образовались пустоты, вызванные внутренними возгораниями. Идет постоянное гниение отходов с выделением легковоспламеняемого газа метана. По его мнению, упования на дожди напрасны. Они только способствуют ускоренному гниению отходов. Соответственно, более интенсивно и в огромных объемах идет накопление метана. Так что взрывоопасная ситуация вполне реальна.

ТАКОЙ ТУПИК, ЧТО НЕКУДА СТУПИТЬ
Нынешний арендатор полигона в лице фирмы “УК Экостандарт” сообщает, что уже в конце прошлого года приступил к работам по наружной пересыпке кургана. Эксперты, однако, полагают, что решение поспешно и несет для арендатора большие риски. Прежде всего, требуется провести комплексное обследование кургана. Лев Левитас имел договоренность с группой специалистов, которые соглашались провести обследование, выявить полости, дать необходимые для решения проблемы рекомендации. Но у города и области не нашлось полутора миллионов рублей, чтобы заплатить за работу. Специалисты свои услуги больше не предлагали. А бывшие арендаторы «Полигона» не передали «Евростандарту» проект рекультивации участка, чем нарушили федеральное законодательство.

Так что куда ни кинь, все клин. Без комплексного обследования кургана делать его пересыпку крайне опасно: люди и тяжелая техника попросту могут провалиться в пустоты. Это верная гибель, опыт других регионов, в частности Московской области, это подтверждает. Тем более что глубина залегания отходов только по предварительным данным составляет не менее 30 метров. Опять же пересыпка сверху, которую ведет «Экостандарт», проблему гниения отходов внутри кургана, скопление метана и самовозгораний не решит. Нужна дезактивация всего тела полигона.

Что касается рекультивации участка, то проводить ее без проекта – все равно что работать с завязанными глазами. И, главное, комплекс работ на полигоне потребует таких немыслимых затрат, что справиться с ними без помощи федерального центра будет не в состоянии ни один инвестор. Значит, метан так и будет копиться в теле кургана, пока не заявит о себе взрывом страшной разрушительной силы.

Если говорить о расходах, то, по словам замглавы города Ульяновска Сергея Гигирева, лишь на проект системы рекультивации полигона требуется около 4 миллионов рублей. Есть решение суда, в соответствии с которым рекультивацию свалки должен проводить бывший арендатор. Но он, как известно, в одностороннем порядке расторг договор аренды участка и решение суда попросту игнорирует. Ему на руку, что судебные исполнители попросту бездействуют. До прихода нового арендатора по причине отсутствия денег хозяйственные работы на полигоне не проводились. Он не эксплуатировался и не охранялся. Добавим к сказанному, что объект находится в состоянии банкротства и здесь введено внешнее управление. Что называется, картина маслом.

Обнадежил, было, Александр Каплин:
– Впоследствии полигон может быть внесен в федеральную программу как объект накопленного экологического ущерба. Два объекта региона – Винновская роща и «Володарка» – в такую программу внесены.

Но тут же признался, что деньги на них из федерального центра не поступили. Видимо, надеяться на то, что их выделят на проведение рекультивации полигона, тоже не стоит. Особенно, если учесть, что на экологию в нынешнем году выделено из федерального бюджета всего-навсего 5 миллиардов рублей. Это даже не крохи.

– Стараемся, – говорит Александр Каплин, – держать ситуацию на контроле. Но постоянное дежурство там не видится возможным.

ЛЫКО-МОЧАЛО-НАЧИНАЙ СНАЧАЛА?
Виновным в проблемах полигона себя не видит никто. Нынешний арендатор его дальнейшую судьбу себе представляет смутно. Знающий о проблеме многие годы, стоявший у руля городской власти Сергей Ермаков предлагает перенимать опыт тушения подобных пожаров у Москвы и МЧС. Он напомнил, что в свое время у нас горела Баратаевская свалка. Решение было найдено и проблема решена. Нужны деньги? Надо искать.

– Мэрия в свое время выделила под свалку участок. Но почему только она должна за все отвечать? – негодует Сергей Гигирев. – На полигон в разное время приходили предприниматели и зарабатывали на мусоре деньги. А когда требовалось вкладывать средства, уходили. «Экокультура» готова выполнить часть работ. Но за деньги города. А зачем же они тогда туда пришли? Будут на этом объекте зарабатывать деньги, а всю ответственность будет нести муниципалитет? Где логика?

Чиновник убежден, что ситуацию запутали специально, чтобы нельзя было ничего разобрать и найти виновных.

НЕ МОЖЕШЬ – НАУЧАТ, НЕ ХОЧЕШЬ – ЗАСТАВЯТ
Точку в затянувшемся споре поставил сенатор от Ульяновской области Сергей Рябухин, принимавший участие в совещании на базе аграрного комитета ЗСО, на котором рассматривалась больная для города проблема.

– Вопрос чрезвычайно важный, – заявил он. – По итогам нынешнего рассмотрения проблемы надо подготовить информационную записку в адрес Министерства природных ресурсов России. Причем сделать это вне зависимости от того, есть сегодня деньги для производства работ на полигоне или нет. Позицию судебных приставов в части исполнения решений судов знаю не с чужих слов. Это тема отдельного разговора. Подготовьте письмо на имя руководителя ФССП. Я его подпишу. Предупреждаю, не надо шуток и заигрываний. Давайте исходить из того, что идет объявленный президентом страны Год экологии. По его итогам состоится «разбор полетов с подключением Следственного комитета и органов прокуратуры России. Можно не сомневаться, достанется всем, особенно тому, кто несет ответственность за данный участок работы.

Председатель аграрного комитета ЗСО Виктор Антипов внес предложение создать специальную рабочую группу из представителей заинтересованных ведомств и ветвей власти. Причем, исходя из посыла сенатора Сергея Рябухина, сделать это безотлагательно. Участники совещания с ним единодушно согласились.