Транспортный вопрос для города является злободневным. Борьба за пассажирский рубль разворачивается вне закона и всяких правил. Кто и как нас возит, — разбирался корреспондент «МГ».

Пассажирские перевозки вполне себе можно сравнить с больной мозолью, на которую наступает практически каждый ульяновец. И пока в верхах думают, как разрешить проблему, жизнь продолжает диктовать свои правила.
Основу общественного транспорта составляют маршрутки, гремучие трамваи и такси. Водители утверждают, что занятые ими ниши незаменимы и имеют право на существование.
Однако нишевая конкуренция всё же существует. Маршрутки перетянули весомый платежеспособный поток городского населения. В результате электротранспорт – трамваи и троллейбусы — начали загибаться. Но в последнее время и над маршрутками нависла реальная угроза в виде частного извоза. К сожалению, вся эта каша варится не ради борьбы за клиента как такового, а ради дележки содержимого его кошелька.
По большому же счету, пассажиру нужно не так много: комфорт, безопасность, гарантированное соблюдение графика движения.

Маршруточный извоз
Золотой век маршруток прошел. Частный извоз пережил времена практически полной свободы и сверхприбыли, правового становления и множественных попыток государственного регулирования, ценовых баталий и формирования относительно качественной услуги. Сегодня он довольно структурирован, но всё еще неоднороден. Недовольных маршрутным сообщением в Ульяновске по-прежнему много, хотя пассажирские перевозки являются объектом пристального внимания муниципальных органов власти. Но люди возмущались курением водителей, их занятостью телефонными разговорами во время движения, матом и хамством, несоблюдением графика движения.
На этом фоне разговоры на тему повышения цены проезда заставили горожан искать альтернативу. И здесь на главную сцену выходят таксисты. Их час пробил.

Такси заказывали?
До сих пор эта ниша была никому неинтересна, поскольку ориентировалась лишь на единичного потребителя. И вот теперь пассажиропоток в таксосреде стремительно растает. Ежедневно этим видом транспорта пользуются свыше 10 тысяч горожан.
При элементарных подсчетах интерес к такси со стороны населения вполне объясним. Вот пример. Проезд от Драмтеатра до улицы Ипподромной в среднем обойдется семье из четырех человек в 144 рубля с учтём обязательной пересадки. Поездка на такси будет стоить примерно 147–157 рублей. И это не принимая во внимание грядущее повышение тарифа в маршрутках до 20 рублей с человека. Понятное дело, что в споре за быстроту и комфорт побеждает такси.
Однако радоваться нечему. У таксистов те же проблемы, что и у маршрутчиков. Ко всему прочему добавляется еще и внутренняя борьба за выживание.

На манеже те же
В борьбу за прибыль в сфере частного извоза включились посредники – диспетчерские службы. Основное поле нового игрока – онлайн-сервис. Главная цель – получить свой процент с навара. Для этого нужно всего лишь обеспечить водителей стабильными заказами. В итоге мы имеем двух основных гигантов, «Гетт-такси» и «Яндекс», выход которых на рынок уже назвали рейдерским. Диспетчеры попросту демпингуют цены.
Помнится, не так давно мы активно обсуждали приход в город дешёвой альтернативы «Яндекс-такси» и радовались, что, наконец, будут долгожданный порядок и работа на клиента. Нам объясняли, как здорово будет ездить не на потрепанных тачках, а на новеньких иномарках даже по тарифу «эконом». Услуга отслеживания машины во время заказа и автоматическое списание денег с карты добавили пилюлю радости. Но реальность оказалась суровой.
По факту, практически все местные извозчики ввязались в партнерство с гигантами, а потребитель получил ту же «конфетку», только в другой «обертке».
Диспетчер, как посредник, оказывающий информационные услуги, ответственности за пассажира не несет никакой. Безопасность и комфорт – дело «извозчика».
Так, заключив договор с любой местной компанией на право работать под ее крышей, таксист во имя заработка спокойно может подключиться дополнительно к любому диспетчерскому сервису. Традиционный «джентльменский» набор: путевой лист, трудовой договор, договор аренды автомобиля — в нынешних условиях не что иное, как филькина грамота. Порой водилы сами не могут ответить, от кого получили заказ — и возникает путаница с тарифами.
Кроме того, сегодня наметилась тенденция пользоваться таксометром, что открывает перед таксистами широкое поле махинаций. Но даже при условии фиксированной цены поездки у «бомбил» остается лазейка для накрутки. Пара принудительных остановок выполнения заказа, запуск счетчика ожидания — и вуаля – лишние 15—20 рублей минимум к основному тарифу. Добавим сюда наш традиционный сервис и получим родного ульяновского таксиста. Оставлять вещи нынче в машине тоже не рекомендовано: концов не найдете. Диспетчеру, например, из Нижнего Тагила плевать на проблемы ульяновского пассажира случайного такси.
Понятно, что в этих условиях говорить о безопасности клиентов не приходится.
Попытки города влезть со своим уставом в монастырь извоза не увенчались успехом. Помнится, 10 лет назад в регионе был разработан целый законопроект, регулирующий правила поведения на рынке частных перевозок с требованиями сертифицирования автомобилей с таксометрами, наличием собственных моек и СТО, штатного врача и механика. Только как было это формальностью, так и, скорее, останется. Региональных перевозчиков в обозримом будущем совсем не останется, частникам приходит конец.
Революция на рынке такси произошла. Останутся только диспетчерские службы онлайн-сервиса. Хотя в некоторых странах их работу запрещают из-за невозможности обеспечить безопасность пассажиров.

Рита ЗЕЛЁНАЯ