«Здание магазина сельхозорудий Юргенса» – едва ли не самое позорное пятно на культурном наследии Ульяновска – намерены изъять у собственника и пустить с молотка. Речь идет о старинном доме, который находится на улице Ленина рядом с Домом Гончарова и уже много лет занавешен пыльной тряпкой.
Начальник Управления по культурному наследию Ульяновской области Шарпудин Хаутиев заявил, что его ведомство направило в суд заявление об изъятии дома 1894 года постройки у нынешнего собственника для последующей его продажи с публичных торгов. Причиной таких действий называется невыполнение владельцем здания «условий охранного обязательства по ремонту, реставрации и содержанию объекта культурного наследия».
«Магазин Юргенса» – памятник регионального значения, включенный в соответствующий перечень еще в 1990 году. По сути, он должен составлять с Домом Гончарова единый архитектурный ансамбль, но вместо этого долгие годы прячет фасад под тряпкой с собственным изображением. Полотно уже порядком поистрепалось, запылилось, однако дом под ним – еще хуже. Он просто разрушается.
Хаутиев отмечает, что собственник ранее неоднократно привлекался к административной ответственности из-за невыполнения условий охранного обязательства. Так, до 1 октября 2015 года должен был выполнить ремонт дома, но так этого и не сделал. Тогда его оштрафовали на 40 тысяч рублей и предписали выполнить ремонт до 31 декабря 2016 года. Новое обязательство собственником также исполнено не было.
Суд по изъятию дома назначен на 22 августа.
Однако это решение вовсе не означает, что Управление по культурному наследию одержит победу, здание выкупят и отремонтируют. Все гораздо сложнее. Нынешний собственник – по данным СМИ, это известный бизнесмен Миркасим Арифуллин – сам был бы рад продать здание, однако не может этого сделать – никому старый дом с бременем культурного наследия в центре города не нужен.
В СМИ он рассказывал, что приобрел здание за 50 миллионов рублей в 2011 году. Однако выполнить условия охранного обязательства так и не смог – ремонт дома он оценил в 200 миллионов рублей, которых у бизнесмена не было. Более того, еще до заключения охранного обязательства Арифуллин пытался «магазин Юргенса» продать, но покупателей не нашлось.
Поэтому тот факт, что дом пустят с молотка, еще ни о чем не говорит. Бизнесмены вряд ли с радостью будут вкладываться в здание, которое стоит в полуразрушенном состоянии, с условием полного его восстановления в исходном виде. Требования государство в этом случае выставляет очень жесткие, но выполнить их могут далеко не все. Аналогичные проблемы испытывали и собственники других домов, особенно те, кто просто живет в подобных зданиях.
На памятниках архитектуры и истории обязательно вешается табличка: «Находится под охраной государства». Выглядит она даже унизительно, потому что никакой реальной охраны нет. Государство могло бы помогать владельцам домов приводить их в порядок, но вместо этого только требует. В итоге сразу несколько памятников истории, культуры и архитектуры находятся в запустении.
Вспоминается, например, дом на улице Матросова, в котором располагался стационар госпиталя ветеранов. Его закрыли уже несколько лет назад на ремонт, но ничего так и не сделали. Более того, скоро этот дом начнет представлять серьезную угрозу идущим мимо прохожим – в том числе школьникам: фундамент разваливается, и это видно невооруженным взглядом. А табличка на нем – висит. Дом «охраняется».
Степан Горин