«Каждая дырочка, каждая щелочка с окладными окошечками, бревенчатыми крылечками вокруг нашей хоромины – с каменной оградой, железным тыном. Кто эту ограду городил? Ангелы Господни! Заговорят они раба Божьего Ивана от порчи, от большой беды, от гробовой доски, от могильной земли…»

Это фрагмент заговора, который был записан в 2017 году в Барышском районе от практикующего знахаря. Местный целитель дядя Ваня шепчет процитированные слова над водой, а потом ею умывается – для того, чтобы не взять во время лечения болезнь на себя.

О дяде Ване Митине (имя и фамилия, по понятным причинам, изменены) в родном селе поговаривают всякое: одни сердечно благодарят, а другие называют шарлатаном. Надо сказать, что 2017 год был «урожайным» на знакомства с народными целителями и знахарями…

На фото: вокалистка ансамбля «Жихарка» в музее Новодольского детского дома

От песен до поминок

В июле в Ульяновской области состоялась очередная фольклорно-этнографическая экспедиция под руководством кандидата филологических наук Михаила Матлина. В поездке приняли участие сотрудники УлГПУ, областного Центра народной культуры, вокалисты из ансамблей «Отрада», «Ладанка» и «Жихарка», преподаватели детской школы искусств №7 и Ульяновского колледжа культуры. Этим летом фольклористы базировались сразу в двух селах: первая половина десятидневной экспедиции прошла в селе Новый Дол, вторая – в Поливаново Барышского района.

Как обычно, исследователи разделились на несколько групп: одни собирали песни и частушки, другие – описания календарных и семейных обрядов, третьи сосредоточились на различных рассказах – воспоминаниях о том, чем питались ульяновцы в голодные военные годы, как проводились поминки-похороны и даже – как раньше изготавливали брагу, самогон и пиво. Автор этой статьи работал над любопытными темами, связанными со всем необычным и сверхъестественным. В результате удалось встретиться сразу с несколькими знахарями и людьми, которые относят себя к экстрасенсам. Именно о них мы и расскажем.


Одна из местных «знающих» наговаривает на воду – от сглаза

Дар от прадеда

– У меня прадед дожил до ста лет. В детстве я любил забираться на печку и слушать его истории обо всем на свете. Он говорил: «Вот наступят времена, когда железные птицы полетят по небу, и весь белый свет опутают тенетами». И ведь так и получилось: самолеты летают, и электропровода повсюду, – вспоминает знахарь дядя Ваня.

От прадеда Митин и перенял дар исцелять людей. Необычные способности начали проявляться у нашего собеседника в девятилетнем возрасте: к нему тянулись больные животные, которых ему хотелось гладить. После этого якобы кошкам и коровам становилось легче.

Вылечился сам – помоги другому

– Но по-настоящему я лечить стал, когда ушел на пенсию, – в 1991 году. Я тогда работал церковным старостой, и вот со мной случилось плохо: доктора поставили страшный диагноз. Врачи решили провести операцию, хотя надежды на благополучный исход практически не было.

– У меня уж губы синеть начали. Но я собрался с силами и поехал в Урень – там раньше жила Пелагея слепая. Вот она наговорила мне на воду и на сахар. Потом в Рузаевку съездил, там бабушка лечила меня так: водила вокруг головы ножом и читала заговор. Я его тогда запомнил и теперь сам использую: «Нож булатный, режь-подрежь, сниму всю болезнь с раба Божьего такого-то – с головы, с висков, с носков, с ясных очей-бровей. Умой, Господи, грозовой водой, сполосни его левой рукой, кликни своих целителей-избавителей – Ивана Предтечу, Ивана Крестителя, многострадального Ивана и Павла, святого Луку», – продолжает щедро делиться тайными знаниями знахарь: обычно такие люди заговоры не сообщают, так как считается, что из-за этого можно утратить силу.


Местная жительница показывает фольклористам, как раньше делали из теста жаворонков – на один из календарных праздников

После поездки в Рузаевку Митин пошел на поправку и сам начал помогать людям.

– Ко мне сейчас едут из других областей: кто-то родить не может, у кого-то грыжа или сучье вымя – я всем помогаю, – уверяет дядя Ваня.

Словно в подтверждение его слов, за спинами фольклористов останавливается автомобиль с очередными клиентами. Они терпеливо дожидаются, пока Митин закончит беседовать с собирателями (разговор происходит прямо на крыльце).

– Вот есть еще болезнь – кила или грыжа. Тут тоже своя молитва, обводишь грыжу и читаешь: «Иду я через все двери, через все ворота, ворота за собой запираю, ключи в путь не забираю. Из ворот я выйду в чистое поле, с поля сверну я на дорогу, с дороги сверну я на тропу. Сойду с тропы, на этой тропе стоят семь кустов, под этими кустами – семь котов. Все коты серые. Под седьмым кустом – черный кот, котище, выгрызи все двенадцать грыж с раба Божьего такого-то…» – далее в заговоре следует перечисление всех многочисленных разновидностей грыж.

Мертвых нет

Особая тема – видения дяди Вани. Как уверяет знахарь, нет мертвых людей на Земле – они все живые.

– Я их часто вижу: и мать, и крестную. А вот года три назад вообще целый «полк» мертвых шел с кладбища. Я маму свою встретил, попросил ее зайти в избу, а она говорит: «Нам нельзя долго оставаться!». Покойники много не говорят, а только шепчут, губами шамкают. В своих видениях знахарь посещал и ад, и рай – кстати, эти описания во многом совпадают с тем, как описывается «тот свет» в сновидениях, записанных от других информантов, которые проживают в Ульяновской области.

Стоит оговориться, что к тому, о чем сообщает Митин, нужно определенным образом подготовиться, так сказать, «врасти» в его особый мир, основанный на вполне традиционных представлениях. В ином случае для неподготовленного слушателя такие рассказы могут показаться бредом не совсем здорового человека.

Колдовские войны

Еще одна любопытная сторона жизни знахаря Митина – борьба с местными колдунами и чертями.

– Одержимых ко мне часто приводят: они и кричат, и кривляются. Я беру железный крест, иконы и начинаю отчитывать. И понемногу человек приходит в себя. А потом мне ночью эти черти снятся: «Ты зачем нас выгнал? Ну-ка, давай теперь на опохмелку нам!».

Приходилось дяде Ване чертей выгонять и из местной церкви – особенно когда ее ремонтировали. Бесы не давали реставраторам-художникам работать – кидались щепками и досками.

– Но я водичку наговорил, окропил все, и вот ночью приходит черт ко мне – в черном костюме, явился – не запылился. А под мышкой у него – котомка. Говорит мне: «Выгнал ты меня, уйти придется!».

С колдунами, портящими людей, у Митина свои счеты. После того как дядя Ваня снимает порчу с очередного клиента, он сталкивается с весьма специфическими проблемами.

– Вот нашлют на меня воду: вот представляется мне, что течет вкруг моей избы река. И никто не может ко мне приехать: ни одного человека на лечение нет по 3-4 дня. Ну куда деваться? Приходится отчитывать это все – на соль да на воду. Тогда все приходит в норму.


Участники экспедиции-2017

Марина и Светлана

Каждый знахарь – индивидуальность, хотя, конечно, в их поведении, самопрезентации, рассказах о собственной судьбе можно обнаружить множество сходных черт. К примеру, целительница Марина, проживающая недалеко от Барыша, также уверяет, что ей достался дар лечения от прабабки.

Как и Митин, она пережила удар судьбы – однако у нее это было связано не со здоровьем, а с несчастливой участью сына, угодившего на много лет в тюрьму. Если дядю Ваню можно условно считать классическим деревенским знахарем, то Марина – скорее, городской вариант «лекарки»: она называет себя «ведуньей в пятом поколении», занимается отворотами и приворотами по фотографии, использует различные книжки, вероятно, купленные на развалах.

– Вообще-то привораживать – грех, но если я вижу, что мужик бросил свою жену с детьми только потому, что она растеряла свою молодость и красоту, то я таких «козлов» с удовольствием в семью возвращаю, – делится с нами своим знахарским кредо Марина.

Еще один условно выделяемый тип целителей – экстрасенсы и лекари «для себя». К таким людям не приезжают клиенты, об их способностях обычно знают лишь ближайшие родственники.

– Мне вот часто вещие сны снятся – и не только про свою семью. Например, накануне гибели «Курска» тонущая подлодка снилась, – говорит наша очередная собеседница Светлана, живущая в том же селе, что и Марина. Светлана может снять боль, иногда гадает на будущее, однажды к ней обратились, чтобы приворожить, и – цитируем – «вроде бы получилось».

– Я боюсь чего-то сильно хотеть, потому что мои желания часто сбываются. И далеко не всегда из этого выходит что-то хорошее. Желания надо сдерживать, – рекомендует наша новая знакомая. Добавим, что людей, занимающихся целительством, можно подразделить еще на две дополнительные категории: тех, кто занимается этим «по зову сердца», и тех, для кого подобная деятельность – бизнес. Различить их несложно: первых с трудом можно уговорить взять даже коробку конфет за их помощь, вторые ждут за свои услуги деньги – и часто немалые. Участники экспедиции искренне благодарят руководство Новодольской и Поливановской средне-образовательных школ за гостеприимство.