«Каждая дырочка, каждая щелочка с окладными окошечками, бревенчатыми крылечками вокруг нашей хоромины – с каменной оградой, железным тыном. Кто эту ограду городил? Ангелы Господни! Заговорят они раба Божьего Ивана от порчи, от большой беды, от гробовой доски, от могильной земли…» Это фрагмент заговора, который был записан в 2017 году в Барышском районе от практикующего знахаря. Местный целитель дядя Ваня шепчет процитированные слова над водой, а потом ею умывается – для того, чтобы не взять во время лечения болезнь на себя. О дяде Ване Митине (имя и фамилия, по понятным причинам, изменены) в родном селе поговаривают всякое: одни сердечно благодарят, а другие называют шарлатаном. Надо сказать, что 2017 год был «урожайным» на знакомства с народными целителями и знахарями… На фото: вокалистка ансамбля «Жихарка» в музее Новодольского детского дома От песен до поминок В июле в Ульяновской области состоялась очередная фольклорно-этнографическая экспедиция под руководством кандидата филологических наук Михаила Матлина. В поездке приняли участие сотрудники УлГПУ, областного Центра народной культуры, вокалисты из ансамблей «Отрада», «Ладанка» и «Жихарка», преподаватели детской школы искусств №7 и Ульяновского колледжа культуры. Этим летом фольклористы базировались сразу в двух селах: первая половина десятидневной экспедиции прошла в селе Новый Дол, вторая – в Поливаново Барышского района. Как обычно, исследователи разделились на несколько групп: одни собирали песни и частушки, другие – описания календарных и семейных обрядов, третьи сосредоточились на различных рассказах – воспоминаниях о том, чем питались ульяновцы в голодные военные годы, как проводились поминки-похороны и даже – как раньше изготавливали брагу, самогон и пиво. Автор этой статьи работал над любопытными темами, связанными со всем необычным и сверхъестественным. В результате удалось встретиться сразу с несколькими знахарями и людьми, которые относят себя к экстрасенсам. Именно о них мы и расскажем.
Дар от прадеда – У меня прадед дожил до ста лет. В детстве я любил забираться на печку и слушать его истории обо всем на свете. Он говорил: «Вот наступят времена, когда железные птицы полетят по небу, и весь белый свет опутают тенетами». И ведь так и получилось: самолеты летают, и электропровода повсюду, – вспоминает знахарь дядя Ваня. От прадеда Митин и перенял дар исцелять людей. Необычные способности начали проявляться у нашего собеседника в девятилетнем возрасте: к нему тянулись больные животные, которых ему хотелось гладить. После этого якобы кошкам и коровам становилось легче. Вылечился сам – помоги другому – Но по-настоящему я лечить стал, когда ушел на пенсию, – в 1991 году. Я тогда работал церковным старостой, и вот со мной случилось плохо: доктора поставили страшный диагноз. Врачи решили провести операцию, хотя надежды на благополучный исход практически не было. – У меня уж губы синеть начали. Но я собрался с силами и поехал в Урень – там раньше жила Пелагея слепая. Вот она наговорила мне на воду и на сахар. Потом в Рузаевку съездил, там бабушка лечила меня так: водила вокруг головы ножом и читала заговор. Я его тогда запомнил и теперь сам использую: «Нож булатный, режь-подрежь, сниму всю болезнь с раба Божьего такого-то – с головы, с висков, с носков, с ясных очей-бровей. Умой, Господи, грозовой водой, сполосни его левой рукой, кликни своих целителей-избавителей – Ивана Предтечу, Ивана Крестителя, многострадального Ивана и Павла, святого Луку», – продолжает щедро делиться тайными знаниями знахарь: обычно такие люди заговоры не сообщают, так как считается, что из-за этого можно утратить силу.
После поездки в Рузаевку Митин пошел на поправку и сам начал помогать людям. – Ко мне сейчас едут из других областей: кто-то родить не может, у кого-то грыжа или сучье вымя – я всем помогаю, – уверяет дядя Ваня. Словно в подтверждение его слов, за спинами фольклористов останавливается автомобиль с очередными клиентами. Они терпеливо дожидаются, пока Митин закончит беседовать с собирателями (разговор происходит прямо на крыльце). – Вот есть еще болезнь – кила или грыжа. Тут тоже своя молитва, обводишь грыжу и читаешь: «Иду я через все двери, через все ворота, ворота за собой запираю, ключи в путь не забираю. Из ворот я выйду в чистое поле, с поля сверну я на дорогу, с дороги сверну я на тропу. Сойду с тропы, на этой тропе стоят семь кустов, под этими кустами – семь котов. Все коты серые. Под седьмым кустом – черный кот, котище, выгрызи все двенадцать грыж с раба Божьего такого-то…» – далее в заговоре следует перечисление всех многочисленных разновидностей грыж. Мертвых нет Особая тема – видения дяди Вани. Как уверяет знахарь, нет мертвых людей на Земле – они все живые. – Я их часто вижу: и мать, и крестную. А вот года три назад вообще целый «полк» мертвых шел с кладбища. Я маму свою встретил, попросил ее зайти в избу, а она говорит: «Нам нельзя долго оставаться!». Покойники много не говорят, а только шепчут, губами шамкают. В своих видениях знахарь посещал и ад, и рай – кстати, эти описания во многом совпадают с тем, как описывается «тот свет» в сновидениях, записанных от других информантов, которые проживают в Ульяновской области. Стоит оговориться, что к тому, о чем сообщает Митин, нужно определенным образом подготовиться, так сказать, «врасти» в его особый мир, основанный на вполне традиционных представлениях. В ином случае для неподготовленного слушателя такие рассказы могут показаться бредом не совсем здорового человека. Колдовские войны Еще одна любопытная сторона жизни знахаря Митина – борьба с местными колдунами и чертями. – Одержимых ко мне часто приводят: они и кричат, и кривляются. Я беру железный крест, иконы и начинаю отчитывать. И понемногу человек приходит в себя. А потом мне ночью эти черти снятся: «Ты зачем нас выгнал? Ну-ка, давай теперь на опохмелку нам!». Приходилось дяде Ване чертей выгонять и из местной церкви – особенно когда ее ремонтировали. Бесы не давали реставраторам-художникам работать – кидались щепками и досками. – Но я водичку наговорил, окропил все, и вот ночью приходит черт ко мне – в черном костюме, явился – не запылился. А под мышкой у него – котомка. Говорит мне: «Выгнал ты меня, уйти придется!». С колдунами, портящими людей, у Митина свои счеты. После того как дядя Ваня снимает порчу с очередного клиента, он сталкивается с весьма специфическими проблемами. – Вот нашлют на меня воду: вот представляется мне, что течет вкруг моей избы река. И никто не может ко мне приехать: ни одного человека на лечение нет по 3-4 дня. Ну куда деваться? Приходится отчитывать это все – на соль да на воду. Тогда все приходит в норму.
Марина и Светлана Каждый знахарь – индивидуальность, хотя, конечно, в их поведении, самопрезентации, рассказах о собственной судьбе можно обнаружить множество сходных черт. К примеру, целительница Марина, проживающая недалеко от Барыша, также уверяет, что ей достался дар лечения от прабабки. Как и Митин, она пережила удар судьбы – однако у нее это было связано не со здоровьем, а с несчастливой участью сына, угодившего на много лет в тюрьму. Если дядю Ваню можно условно считать классическим деревенским знахарем, то Марина – скорее, городской вариант «лекарки»: она называет себя «ведуньей в пятом поколении», занимается отворотами и приворотами по фотографии, использует различные книжки, вероятно, купленные на развалах. – Вообще-то привораживать – грех, но если я вижу, что мужик бросил свою жену с детьми только потому, что она растеряла свою молодость и красоту, то я таких «козлов» с удовольствием в семью возвращаю, – делится с нами своим знахарским кредо Марина. Еще один условно выделяемый тип целителей – экстрасенсы и лекари «для себя». К таким людям не приезжают клиенты, об их способностях обычно знают лишь ближайшие родственники. – Мне вот часто вещие сны снятся – и не только про свою семью. Например, накануне гибели «Курска» тонущая подлодка снилась, – говорит наша очередная собеседница Светлана, живущая в том же селе, что и Марина. Светлана может снять боль, иногда гадает на будущее, однажды к ней обратились, чтобы приворожить, и – цитируем – «вроде бы получилось». – Я боюсь чего-то сильно хотеть, потому что мои желания часто сбываются. И далеко не всегда из этого выходит что-то хорошее. Желания надо сдерживать, – рекомендует наша новая знакомая. Добавим, что людей, занимающихся целительством, можно подразделить еще на две дополнительные категории: тех, кто занимается этим «по зову сердца», и тех, для кого подобная деятельность – бизнес. Различить их несложно: первых с трудом можно уговорить взять даже коробку конфет за их помощь, вторые ждут за свои услуги деньги – и часто немалые. Участники экспедиции искренне благодарят руководство Новодольской и Поливановской средне-образовательных школ за гостеприимство. |
|
|
Засвияжье
Вот так страна скатилась в средневековье и мракобесие. Кругом колдуны, знахари, целители, экстрасенсы, ведьмы… На Сахалине вовсю жгут дома ведьм… Треть населения считает Солнце спутником земли… Благодаря 26-летней “реформе” образования, РПЦ и телевидению.
3
Точно!
Олег
Искренне убежден, что статья в данном информационном посыле – вредная! Уже вижу (блин, походу я тоже экстросенс) как процентов 10-20 читателей, переписали в тетрадки вышеперечисленные заговоры и начали их неистово начитывать….
Как известно, религия это опиум для народа, как бы не вредно, но голова не соображает…, так вот колдовство/знахарство/экстрасенсорика это наркотик “крокодил” для народа, от которого гниение и отмирание всех частей человеческого тела (особенно головы) происходит очень быстро…
Кстати РПЦ, официально не рекомендует, обращаться ко всяким там знахарям и колдунам (что понятно ибо это борьба с конкурентами), но почему то верующие людишки в этой части предпочитают попов не слушать…
П.с. а весь этот бред с людьми происходит исключительно из-за их глупости, скудоумия и отсутствия нормального образования… ну и еще из-за плоцебо….
Brandergofer
Об уровне самого комментатора явно свидетельствуют “экстросенс” и “плоцебо”. После этого уже не удивляет, когда он ставит знак равенства между религиозной культурой и шарлатанством. А вообще, интересно, что обширные познания не противоречат вере или приводят к ней. Большинство подлинных учёных были и являются людьми верующими. Зато среди атеистов преобладают недоучки, нахватавшиеся верхушек, но мнящие себя выокообразованными людьми.
ага!
Хочется послушать просвещенного человека о разнице между религиозной культурой и шарлатанством. Аргументы, типа, “бог есть – все это знают” не принимаются.
Олег
Это просто двойные стандарты какие то… :))
Значит, по вашему мнению, лицензия на чудеса есть только у “официально признанного” бога? А бог Кузя или знахар Василий чудемных исцелений сотворить не могут?? С чего это вдруг, вы этих уважаемых людей называете шарлатанами? Ведь что их чудес, что чудес декларируемых РПЦ никто в живую не видел…:))
П.с. считаю очень важным различать неистовое (настоящее) верование от ношения религиозной атрибутики по привычке… вот я лет до 15 крестик носил, именно по привычке, так как когда то, без моего естественно согласия, я был крещен…
Ну да не про религии данная тема, а о колдунах, а о них мнения и у администраторов религиозных течений и у аттеистов – сходятся… осталось только пастве доходчего втолковать, что бы не вздумали бегать по бабкам привороты творить:)) тут кстати рпц сильно проигрывает скажем муфтияту, с трудом могу себе представить верующего мусульманина на приеме у экстрасенса;)
Русский ульяновец
Этож такой бизнес процветает без ведома власти. Куда смотрит Иваныч? Надо собрать всех знахарей со всей области, занести их в реестр (ну там, кто мужа приворожит, а кто от алкоголизма излечит), создать комиссию при губернаторе по вопросам знахарства. Приравнять их к врачам, 6-часовой рабочий день устроить. Потом доложить импратору, что в Ульяновской области с медециной полный порядок. Вот, угандийские бушмены с магией вуду хотят инвестировать в нашу инфраструктуру. И накакие санкции нам не страншны!
Михеич–ч-чь !
Главного знахаря в зсо к Бакаеву!Он уних там весь бизнес разворошит.А Бакаев придёт к нему ночью в черном костюме и с котомкой под мышкой,и скажет выгнал ты меня,весь бизнес разворошил, и пойдёт пешком в Подмосковье с котомкой…
Гость
Создать знахарский кластер!
А.К.
Ну-ну,юморите:) Между тем, все поволжские народы: чуваши, марийцы,мордва- через одного колдуны. Язычники они, а Христианство для них – прикрытие,лишь бы не преставали.
My Sleeping Kurwa
Я колдун и знахарь, инфа 100%.
ВВести знахаря официально в администрацию с департаментом!
Мы не сомневаемся. М.Д.Деев в Мордовии защищался на диплом колдуна и мага.В Университете на кафедре теологии и астрпономии! Вот и всплыла сама собой должность для Михаила Дмитриевича при губенаторе.Главный астролог и звездоточет,а так же заслуженный Маг Ульяновской области и глава ассоциации всех черных и белых магов региона.Поздравляем!Наконец то у нас свой официальный маг с дипломом! А то у чувашей, мордвы татар ЧЕРЕЗ ОДНОГО КОЛДУНЫ и ведуны,а мы как всегда с носом. При Ельцине в штате администрации был целый отдел по этому делу, возглавляли генерал Рогозин и Ратников.Митрич в курсе.Думается что несолидно Сергею Ивановичу не иметь такого черного астрологического кабинета,и возглавлять его должны люди при погонах.Михаил Дмитриевич как раз из таких.
Односельчанин
!!!