В регионе в рамках Международного культурного форума ежегодно проходит ассамблея художников под названием «Пластовская осень». Корреспондент «МГ» встретился с одним из кураторов пленэра, ульяновским художником Иреком Нуртдиновым.
Нарисовал Хрущева
Ирек Харисович родился в глухой деревне Пермской области. Рисовать начал рано.
– Тогда я даже не знал, что есть художники. У нас дома был химический карандаш. Я увидел, что он следы оставляет, а потом сообразил, что так можно рисовать. В то время я не знал, что существуют альбомы. Поэтому я срезал поля газет, соединял их при помощи печеной картошки — и получался лист. Также я срисовывал карикатуры из газет. В начальных классах я Хрущева нарисовал. Моих родителей в школу вызвали. Говорили, чтобы я этим не занимался, так как на это есть профессионалы. Но в итоге многие узнали, что я рисую. Мне доверили заняться оформлением школы, рисовал стенгазеты. Посылали на выставки, и я всегда занимал первые места, – вспоминает Ирек Харисович.
«В детстве у меня был учитель. Он пояснил, что искусство для художника первостепенно. Поэтому если я хочу стать художником, то должен посвятить себя этому. В результате школу я забросил. Родителей вызывали к директору, но это было бесполезно. В итоге в дипломе пятерка стояла лишь по рисованию. Мне дали направление в художественное училище, но меня родители не отпустили из-за домашних хлопот. Пришлось поступить в другое училище на электромеханика. Там узнали, что я рисую — и всё повторилось, как в школе. Так, я до сих пор не умею провода подсоединять. И в армии рисовал. После срочной работал на заводе, но, опять же, художником. Потом я приехал в Ульяновскую область: в Ундоры, в санаторий Ленина, требовался художник. Меня взяли, дали мастерскую. Я там проработал около 30 лет. Пришло время выходить на пенсию. При помощи губернатора Морозова за участие в многочисленных и больших выставках мне выдали мастерскую в центре Ульяновска».
Чтобы не смотрели на Запад
Ирек Харисович признается, что семья его видит не часто. Это связано с его работой как в мастерской, так и вне её стен.
– Я ведь работаю с детьми. В Ундорах я преподавал около 17 лет. Но считаю, что искусству научить нельзя. Можно лишь развить способность, которая уже заложена в человеке. Каждый художник мечтает о собственных выставках. Но мы, как профессиональные художники, должны заниматься детьми, развивать в них эстетику. Так как молодежь мало посещает музеи, то мы должны сами к ней идти, чтобы приучать к искусству. Поэтому я езжу в районы, другие регионы, провожу мастер-классы, – рассказывает художник.
Ирек Харисович сетует на то, что искусство в современном мире меняется. Причем, по его мнению, не в лучшую сторону: «Моя цель – пропаганда современного отечественного искусства. Не секрет, что нас, народ, подавляют еще и искусством. Сейчас стало модным актуальное современное искусство, которое пришло из-за рубежа. Я его могу объяснить так: берут чистый холст, кладут на него всё что угодно и в красивую рамку упаковывают. При таком искусстве труда не надо. Это же дурачество.
А я борюсь с этим. Делаю свои выставки и рассказываю детям о нашем искусстве, чтобы они не смотрели на Запад».
В лесу терялся, и снегом засыпало
Ирек Харисович — поклонник творчества Аркадия Пластова.
– Я хочу, чтобы этого великого художника знал весь мир. Он писал правду, ничего не сочинял. Я тоже посвящаю свои картины природе, деревне, Волге. Считаю, что художник совершенствуется лишь при помощи наработанного опыта, но только не в мастерской, а на природе, где всё динамично, – говорит художник.
По мнению Ирека Харисовича, на природе творить не только сложно, но и опасно.
– Я рисую с натуры, у меня этюды. Выхожу и в мороз, и в жару. При минус 30 краска мерзнет, так я её — в подмышку и согреваю. Не раз проваливался под лед. Лет 15 назад после такого случая даже попал в больницу. На природе видел хищных животных, например волка или кабана. Прятался за кустами, они потом уходили. В лесу терялся, и снегом засыпало. Но мне нравится творить на природе, с компьютером такого не сделаешь. Первым делом я ложусь на траву, чтобы расслабиться, уйти от назойливых мыслей и получить энергию от земли. Потом начинаю писать. Ведь от картины должна исходить энергия, – делится художник.
Ирек Харисович рисует каждый день: «Среди художников бытует мнение, что для работы нужно вдохновение. Но я так не считаю. Я такой же, как и рабочий: прихожу на работу и тружусь».
Ирек Харисович признается, что не пишет портреты. Но в мастерской есть портрет отца, который художник нарисовал будучи молодым. Сейчас мастер часто выбирается в Прислониху, на родину Пластова, где пишет пейзажи, но исключительно маслом.
Беседовала Анна СОКОЛОВА