Из приказа Народного комиссара среднего машиностроения СССР от 6 сентября 1944 года: «…Выделить из состава Ульяновского автозавода имени Сталина, в качестве самостоятельного предприятия, завод по производству малолитражных двигателей и впредь именовать его: «Ульяновский завод малолитражных двигателей». Этот день стал датой основания Ульяновского моторного завода.
В 1941-1944 гг. история двух заводов была общей. Летом 1941 года принято решение об эвакуации в Ульяновск части цехов Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В октябре в Ульяновск начали прибывать первые эшелоны с оборудованием и персоналом (см.материал от 30.11.2016 г.). Оборудование размещалось в складских помещениях Государственного таможенного управления на южной окраине города, нынешней территории моторного завода. Вдоль железнодорожной ветки – 8 одноэтажных складов и 10 неотапливаемых пакгаузов. Москвичи в первые дни жили на вокзале, в подъездах домов, коридорах учреждений… Потом их стали расселять в общежитиях барачного типа, в городских домах и окрестных деревнях. Из воспоминаний ветерана УльЗИС – УЗМД Е.Д.Белокрысенко: «…Мы, наконец, приехали на ульяновскую станцию Киндяковка…, там целый день простояли в очереди за хлебом. Когда вышли из магазина, был вечер. У меня закружилась голова, и я упала. …Стояли лютые холода, и я в тот день обморозила лицо и ноги. Через 2-3 недели нас поселили на улице Труда. Здесь мы прожили всю войну, спали на 3-этажных нарах. …Отец мой вскоре погиб на фронте, потом пришло известие, что мать замучили немцы… Но я не падала духом и продолжала работать». Первой задачей коллектива было приспособить территорию и помещения под цеха, установить оборудование и начать выпуск продукции для фронта – бронебойных авиационных снарядов, грузовых автомобилей ЗИС-5… В феврале 1942 г. уже начат выпуск снарядов, а в апреле цех боеприпасов выпустил в 4 раза больше продукции, чем на Московском заводе. В марте 1942 г. пущен инструментальный цех, были готовы к работе остальные 10 цехов. Вскоре выпущен первый ульяновский автомобиль, летом собирали 20-30 грузовиков в сутки, а всего за годы войны собрано более 7 тысяч ЗИС-5; производилась также сборка «Студебеккеров». Коллектив завода пополняли ульяновцы, среди которых было много подростков, они работали наравне со взрослыми. Н.Д.Чикилев, в годы войны пирометрист: «На эвакуированный из Москвы автозавод с группой подростков (нам было по 14-15 лет) я пришел в феврале 1942 г., как ученик… Отнеслись к нам как ко взрослым, допуская к самым ответственным работам. Смена длилась12 часов. Запомнился такой эпизод. Отработал я в 1-ую смену. Сменщик в тот день заболел…, мне пришлось заступить и во 2-ую смену. На следующий день на участок пришел старший мастер В.Е.Антонов. Проверив, как идут дела, он вдруг подошел ко мне: «Коля, сынок! Ты знаешь, что резервных рабочих у нас нет, заменить тебя некому. Отработай еще одну смену. У тебя на фронте отец и два брата. Надо же им помогать скорее разбить фашистов». Я, конечно, остался. Днем Василий Егорович еще раз подошел ко мне, дал два спецталона на обед и сказал: «Сбегай в столовку, подкрепись, а я тут за приборами присмотрю…». В августе 1942 завод получил правительственное задание: не сокращая выпуска автомобилей, в месячный срок освоить производство стационарных малолитражных двигателей Л-3/2 мощностью 3 л.с., с водяным охлаждением. Это было совершенно новое направление. «Не имея чертежей… инженеры составили технологию по эскизам… Чтобы убедиться в правильности технологии и сборки, технологи Зарубин, Попэк и другие сами собрали пробный движок, скорректировали технологию и, не выходя из проектного бюро 36 часов подряд, установили процесс сборки». Производство двигателя Л-3/2 было налажено с нуля под руководством начальника механосборочного цеха К.И.Протопопова. В октябре 1942 г. завод уже приступил к серийному выпуску двигателей, которые использовались на фронте для передвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, аэродромов и других объектов. Всего за время войны собрано более 25 тысяч Л-3/2. Двигатели были в чугунном исполнении, поэтому чугунно-литейный цех, бывший завод «Металлист», перешел в разряд основных. Понемногу налаживался быт. В одноэтажном деревянном здании конторы «Металлиста» разместилась поликлиника УльЗИС. Некоторые работники рыли под жилье землянки на пустыре у завода. В 1943 г. желающим стали давать ссуды под строительство домов, в качестве материалов использовались доски от ящиков, в которых из Москвы привезли станки. Так было положено начало поселку моторного завода. Первые дома были готовы к 1 мая 1944 г., и улицу назвали Первомайской. Четыре жилых барака было на станции Ульяновск-2. По воспоминаниям работника завода Г.И.Малыгина, в одном из них жили узбеки, специально присланные для работы на УльЗИС. В 1944 г. их отправили на родину. По этому же источнику, в 1944 г. к работе на заводе стали привлекать пленных немцев. Эвакуированным москвичам приходилось намного тяжелее, чем коренным ульяновцам, многие из которых имели огороды и держали скот. Чтобы поддержать рабочих, им выделяли участки на Поповом острове.
6 сентября 1944 года завод малолитражных двигателей выделен из состава автомобильного завода, оставшись на той же территории. Было понятно, что существующая площадка не годится для большого автомобильного завода. УльЗИС перебазировался за Свиягу, где строилось новое предприятие. УЗМД оказался отрезанным от поставщиков, лишился производственных связей, не имел базы и грамотных специалистов. Все пришлось начинать с нуля: налаживать снабженческие связи, создавать службы, набирать и обучать работников, реконструировать «литейку»… Из-за отсутствия топлива в цехах поддерживалась минимальная температура, только для обогрева отопительной системы, но темпы работы не снижались. За короткий срок было налажено производство. В 1944 г. на фронт отправлено 8377 двигателей Л-3/2.
После войны завод начал расширять ассортимент продукции. В 1946 г. освоен выпуск малолитражных двигателей Л-6/3 мощностью 6 л.с. Двигатели серии «Л» выпускались до 1960 года. В начале 1950-х, по заказу Минобороны, спроектированы двигатели УД-1 и УД-2 («Ульяновский двигатель») мощностью 4 и 6 л.с., с воздушным охлаждением. Они предназначались для электроагрегатов радиолокационных станций и стационарных узлов связи, но широко использовались и в мирных целях: для привода компрессоров, мотонасосов и т.д. Модернизированные двигатели серии УД выпускались до 1994 года. В 1959 г. начат выпуск лодочных подвесных моторов. За основу лодочного мотора «Стрела» (5 л.с.) взят разработанный на Куйбышевском заводе им.Фрунзе ЗИФ-5. В 1965 г. его заменил «Ветерок-8», потом серийно выпускались «Ветерок-9,9», «Ветерок-12», их модификации и малосерийные модели. Пользовавшиеся большим спросом лодочные моторы «Ветерок» производились до 2008 года. УЗМД не раз выполнял специальные задания Минобороны. Так, в 1966 г. был разработан двигатель для привода автономного энергоблока разведывательного комплекса на базе БМП, с очень жесткими требованиями: крайне малый объем рабочего отсека, почти полная бесшумность, возможность работы в чрезвычайно неблагоприятных условиях.
Продолжалось развитие социальной сферы. В конце 1940-х – начале 1950-х на окраине завода построен поселок из 2-этажных домов и деревянных финских домиков, в них переселились из бараков эвакуированные москвичи. В 1960-х годах на их месте построены новые кирпичные дома. Между поселком и домами располагались: стадион с футбольным полем и площадкой для игры в городки, пруд, летняя эстрада, где демонстрировались кинофильмы и проходили танцы. Культурным центром в 1940-ые гг. был клуб железнодорожников имени Ильича, находившийся на месте нынешнего дома 15 по ул.Железнодорожной. Центром экономической жизни был Южный рынок (Д.Семенов, по воспоминаниям его деда Г.И.Малыгина, «Мономах» 2016-1).
31 июля 1968 года приказом Министерства автомобильной промышленности СССР Ульяновский завод малолитражных двигателей переименован в Ульяновский моторный завод. Началось освоение производства автомобильных двигателей. Как говорится во всех источниках, рассказывающих о истории завода, первый автомобильный двигатель УМЗ-451 мощностью 72 л.с., рабочим объемом 2,44 л. собран 28 октября 1969 года на конвейере цеха №21. Мотор предназначался для комплектации автомобилей повышенной проходимости и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 тонн. По воспоминаниям В.Н.Чепрасова, работавшего главным конструктором, лауреата Государственной премии СССР: «…в декабре 1960 года нам передали производство автомобильных моторов для «уазиков» и запчастей к старым моделям «Волги». Возможно, тут опечатка в дате? Или нет? Нигде больше не встречал такой информации. В 1971 г. освоен выпуск модернизированного мотора УМЗ-451М (75 л.с.), отмеченного Государственным Знаком качества. В 1976 г. завод вошел в состав производственного объединения «АвтоУАЗ», через 2 года началось серийное производство двигателя УМЗ-414 (80 л.с.) для автомобилей УАЗ-469, УАЗ-452 и их модификаций. Эта модель также была удостоена Государственного знака качества и выпускалась до 1986 года. К этому времени автомобильные моторы прочно заняли основное место в общем объеме продукции предприятия. К 1980 году Ульяновский моторный завод выпускал до 140 тыс. автомобильных двигателей, поставлявшихся на Ульяновский и Ереванский автозаводы и на Рижскую автобусную фабрику (РАФ).
С потерей рынков сбыта в Армении и Латвии, все перспективы моторного завода оказались связаны с Ульяновским автомобильным заводом. По воспоминаниям В.Н.Чепрасова, помогли разработки, начатые на УМЗ по собственной инициативе еще в 1983 году. Двигатель с электронным впрыском топлива показал неплохие результаты на автомобилях УАЗ. Когда началась разработка УАЗ-3160, понадобился более мощный двигатель, обеспечивающий хорошую динамику и скорость до 130 км/час. С опорой на более ранние разработки такой двигатель был создан, затем он устанавливался, главным образом, на «ГАЗелях». В 1990-х гг. завод производил двигатели разных модификаций для семейств автомобилей «УАЗ» и «ГАЗель». В 1997 г. освоен карбюраторный двигатель УМЗ-4215 для «ГАЗели», в 1999-м – УМЗ-4213 с электронным впрыском для семейства «УАЗ». С 2001 г. завод вошел в состав автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ», вскоре начался серийный выпуск двигателя УМЗ-4216 для автомобилей семейства «ГАЗель». Еще в ноябре 1992 года Ульяновский моторный завод был преобразован в АООТ «Волжские моторы», но с 1 января 2006 года ему возвращено прежнее название. Завод стал основным поставщиком автозавода «ГАЗ».
Ну, и на этом, пожалуй, остановимся. Современное состояние Ульяновского моторного завода, его разработки последних лет, дальнейшие перспективы развития – это отдельная большая тема, которую оставим специалистам.
Использованы материалы книги «Солдаты трудового фронта», том 2 (Ульяновск, 2008) и другие источники.

Складские здания Государственного таможенного управления – будущие цеха УльЗИС – УЗМД. 1941 год. Из книги «Солдаты трудового фронта», том 2, Ульяновск, 2008.

Территория завода с деревянными тротуарами. 1944 год. Из книги «Солдаты трудового фронта», том 2, Ульяновск, 2008.

1) Шлифовщик снарядного цеха И.С.Дадаткин, 1943 г. 2) В.А.Степанов за сборкой двигателя Л 3/2, 1940-ые гг. 3) Девушки конструкторы и технологи у здания инженерных служб УЗМД. 1940-ые гг. Из книги «Солдаты трудового фронта», том 2, Ульяновск, 2008.

Въездные ворота УЗМД. 1945 год. Из книги «Солдаты трудового фронта», том 2, Ульяновск, 2008.

1) Проходная УЗМД, 1940-ые гг. Из книги «Солдаты трудового фронта», том 2, Ульяновск, 2008. 2) Проходная УЗМД, 1960-ые гг. ok.ru/profile/529921285876, Л.Карпова.

1) 1-ое здание поликлиники УЗМД. Из книги «Солдаты трудового фронта», том 2, Ульяновск, 2008. 2) Поселок моторного завода, 1950-ые гг. ok.ru/profile/529921285876, Л.Карпова.

Поселок моторного завода, начало 1950-х годов. Из архива семьи Малыгиных, «Мономах» 2016-1.

1) Цех сборки двигателей на УЗМД. 2) Продукция УЗМД – целинникам. Из книги «Край Ильича за 50 советских лет», Приволжское книжное изд-во, 1967.

Сборка двигателей на Ульяновском моторном заводе. Из книги «Родной город Ильича», Приволжское книжное изд-во, 1972.

Ульяновский моторный завод. 1973 год. ok.ru/profile/529921285876, Л.Карпова.