Владимир Кочкин
ПОЭТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ, ИЛИ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛЭМ – ЭТО ПОЕДИНОК МЕЖДУ ПОЭТАМИ, ГДЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ОРУЖИЕМ СОРЕВНУЮЩИХСЯ В ИСКУССТВЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ их СОБСТВЕННЫЕ СТИХИ, ПОЭТИЧЕСКИЕ ЭКСПРОМТЫ и, КОНЕЧНО ЖЕ, ХАРИЗМА.
Минувшее лето отметилось в памяти жителей нашего региона множеством событий культурной жизни. Одни из них были традиционными, но случались и такие, которым только предстоит стать традицией. Например, в конце августа на бульваре Новый Венец состоялся фестиваль «Прогулки по читающему Венцу», который был организован сотрудниками городской библиотеки № 8. Открылся он площадке «Музыканты в бейсболках» выступлением джазового трио – саксофон, гитара, контрабас. А после того как музыканты-виртуозы Алексей Кулик, Ирина Мартьянова, Константин Скуратов и вокалистка Анна Калашникова закончили «обязательную программу», собрав публику, началось главное – поэтический слэм, турнир поэтов. Программа этого состязания была построена по беспощадной олимпийской системе «на вылет»: групповой турнир, полуфинал и финал. Вообще-то в традициях слэма – доверять народному голосованию, но в Ульяновске на первый раз решения принимали бесстрастные арбитры – писатели и журналисты Лидолия Никитина, Сергей Гогин и Сергей Юрьев. Их решения были мгновенными, совершенно субъективными и обжалованию не подлежали.
Руководил же всем процессом человек, уже имеющий опыт в проведении подобных турниров -редактор поволжского альманаха «Графит» Сергей Сумин, приехавший из славного города Тольятти в сопровождении двух тамошних поэтов. Ладо Мирания (вероятно, псевдоним) и Слава Трошин бесстрашно вступили в турнир, не убоявшись противостоять превосходящим силам ульяновцев.
Всего набралось семь участников, и групповой турнир провели сразу для всех, чтобы определить четверку полуфиналистов. На этом этапе отсеялись почему-то все три дамы – и Лена Черри, несмотря на тонкий лиризм на грани мистики, и Эльмира Гасанова, невзирая на молодость и красоту, и поэтесса Любослава (в миру Тамара Грачева), несмотря на оптимизм, патриотизм, а также правильное понимание политики партии и правительства.
Полуфинальные пары составили одни мужчины, и жребий распорядился так, что в каждой из них тольяттинцу противостоял наш земляк: Ладо Мирании – Никита Ларин (в миру Данила Ноздряков), а Славе Трошину – Игорь Улитин. Надо ли говорить, что дома и стены помогают. В обеих парах победили ульяновцы, но гости ничуть не обиделись. Как признал ведущий проекта Сергей Сумин, оценки были вполне субъективны, но результат отражал реальную расстановку сил.
То, что Никита Ларин демонстративно избегает знаков препинания и заглавных букв, чувствовалось даже при авторском чтении. Так что победа в финале и главный приз достались-таки Игорю Улитину. Не исключено, что на его стороне оказались некие мистические силы, которые он настойчиво призывал в одном из своих стихотворений:
САДОВОЕ ЗАКЛИНАНИЕ
Расти, расти абрикос,
Выше мух, выше ос,
Выше слив, выше вишнь.
Выше Будд, выше Кришн.
Расти, расти апельсин,
Выше сосн и осин,
Выше колоколов.
Выше гор и холмов.
Расти, расти чернослив.
Выше «Донов» и «Нив»,
Выше зебр и слонов,
И электростолбов.
Расти, расти бергамот.
Выше птицы удод.
Выше гранных ушей И летучих мышей.
Ползи, ползи виноград,
По зубцам у оград,
Ты обвей белый свет.
Под собой спрячь секрет.
Вручая победителю главный приз (конверт без опознавательных знаков), член жюри писатель-фантаст Сергей Юрьев отметил, что победил Игорь исключительно благодаря непревзойденной манере исполнения, и даже заслуженную награду отдал ему не сразу, заподозрив, что в конверте деньги.
Свое поведение он объяснил тем, что согласен с расхожим мнением: если поэт голоден, нищ и оборван, то его чаще посещает вдохновение. Но потом, взвесив конверт на ладони, пришел к выводу, что с такой суммы победитель не разжиреет, и отдал-таки чемпиону то, что тот честно заслужил…
Кстати, Сергей Сумин сообщил, что 7-8 октября в Тольятти состоится региональный поэтический слэм, победитель которого отправится на аналогичное мероприятие всероссийского масштаба, и пригласил ульяновских стихотворцев принять в нем участие.
Кстати, среди публики нашлась некая дама, честно и гласно заявившая, что более отвратительных стихов она в жизни не слышала, и это касается всех участников!
Как говорится, не судите, да не судимы будете…