Иван СИВОПЛЯС Симбирск был заложен в 1648 году, вошедшем в историю России как «бунташный год», отмеченный в Москве «кабацкими бунтами», поводом к которым стали злоупотребления кабацких голов и резкое снижение качества хлебного вина. В бойком XVII веке в России бунтовали часто. Традиция ежегодно отмечать Дни города в Ульяновске в этом году справила свое 30-летие. Она возникла на переломе времени, когда Советский Союз отсчитывал последние годы своей истории и готовился встретить 70-летний юбилей Октябрьской революции: «Октябрь и Перестройка: Революция продолжается!» – гремел популярный лозунг, призывавший обновить и заново осмыслить исторический опыт, актуализировать ленинское наследие. А заодно вспоминалось, что история уводит куда глубже, и не все-то в ней было так плохо, как казалось большевикам. Хотя трудно бывало всегда. Город Симбирск – точнее, Синбирск, как писалось название до 1780 года – был заложен как крепость на оборонительном рубеже, Карсунско-Симбирской засечной черте. Иногда этот рубеж называют пограничным, что не совсем правильно. Какая уж тут граница, если в том же 1648 году русские казаки закладывали Охотскую крепость на самом Дальнем Востоке, а народы Поволжья и Урала с конца XVI столетия добровольно вступали в подданство русского «белого» царя. Эти добровольные подданные кочевали, занимаясь охотой и скотоводством. Одним из элементов кочевого хозяйства являлись набеги на соседей, часто принимавшие масштабы настоящих войн. И воевали, и грабили не от хорошей жизни, часто это был вопрос элементарного выживания, но тем, кого грабят, от этого было не легче. Кочевники были отважны, стремительны и неутомимы, они буквально срастались с собственными конями, прекрасно рубились на саблях и стреляли из луков. Но слабым местом конницы была ее зависимость от дорог и речных бродов. И уже к середине XVI века московские воеводы выработали эффективную тактику противостояния кочевым набегам. На удобной для набегов дороге, особенно у речного брода – как, например, Самара, выстроенная в 1586 году, ставилась крепость. Обойти ее без боя кочевым армиям было невозможно. Вести осаду кочевники были не приспособлены. А ружья и пушки с крепостных стен били гораздо дальше и точнее, чем луки. Кочевые народы уважали силу. Они принимали российское подданство и обязательства не нападать на подданных «белого» царя, считая, что в отношении всех остальных у них развязаны руки. Но страдавшие от набегов не выдерживали и тоже просились под сильную руку Москвы! С одной стороны, грабить стало некого – на самом деле грабить стали абсолютно всех! Тактика сменилась – на место армиям пришли шайки, способные просочиться по проселкам и тропам и попортить жизнь мирным поселянам. Вот тогда-то и было решено отгородиться от кочевников сплошной укрепленной линией, непреодолимой для конницы. Для охраны засечной черты, через определенные промежутки на ней ставились укрепленные городки, а замыкали ее мощные крепости-города. По объемам работ, масштабам привлечения рабочей силы и протяженности российские засечные черты вполне сопоставимы со знаменитой Великой Китайской стеной. Жаль, строились «засечки» из земли и бревен, и не так хорошо сохранились и внушительно выглядят как изначально. Но они вполне показали свою эффективность – под защитой черты, в черноземное Симбирское Поволжье пришла жизнь, здесь стали строиться села, выращивать хлеб. Ответственное дело строительства Симбирско-Карсунской засечной черты молодой 19-летний царь Алексей Михайлович поручил 33-летнему воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово (1615 – 1680). Это был один из самых талантливых, просвещенных и практичных людей своего времени, знаток иностранных языков, ближайший сподвижник трех первых российских царей из династии Романовых – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Алексей Михайлович так дорожил Богданом Матвеевичем, что всюду ездил с ним в одной «колымаге», как назывался царский экипаж, а на всех приемах и важных заседаниях боярин Б.М. Хитрово занимал самое почетное место по правую руку от государя. Единственный раз царь надолго расстался со своим любимцем, отправившимся в 1646 году на строительство засеки. До четырех с половиной тысяч человек одновременно копали рвы и наваливали валы, валили деревья и рубили деревянные частоколы и башни. Глядевшая на Волгу Наугольная башня Симбирского кремля, находившаяся в районе здания краеведческого музея, достигала высоты семиэтажного дома. Город окружали ров шестиметровой глубины и вал, вздымавшийся на 6-7 метров. За организаторские таланты государь жаловал неутомимого Богдана Матвеевича 300 четвертями земли, годовым жалованьем в размере 80 рублей (как дорого, однако, в старину стоили деньги!), деревней в 500 дворов и ружьем-пищалью, украшенным драгоценными камнями и золотом. В 2008 году, на свой 360-летний юбилей, Симбирск-Ульяновск обзавелся памятником Б.М. Хитрово. Поджарый воевода на поджаром аргамаке – таким увидел своего героя ульяновский скульптор Олег Клюев. Что же, в наше время в чести люди подтянутые и спортивные. Но в XVII столетии в России, особенно в ее придворных кругах, культивировался совершенно противоположный тип мужской красоты. Тон задавал лично государь Алексей Михайлович, дородность которого поражала даже видавших виды иноземных послов. Хорошего, знатного человека должно было быть много. В XVII веке слово «худой» вызывало целый поток негативных ассоциаций. Худородный – значит низкого происхождения, худой – значит плохой, коварный и злобный. Едва ли благодаря спортивной комплекции в XVII столетии Богдану Матвеевичу удалось бы удержаться в фаворе подряд у трех российских государей. Но это так, личное наблюдение. Симбирская крепость была идеально вписана в окружающий рельеф, составлявший мощнейший естественный укрепленный рубеж. Она высилась на крутой 120-ме-тровой Симбирской горе, откуда открывался вид на десятки верст вокруг, и подход вероятного противника с востока-юго-востока, самого ожидаемого направления, не мог бы остаться незамеченным. С запада простирался глубокий овраг речки Симбирки. И еще реки, Свияга и Волга – не подступишься! Конечно, потом все это великолепие очень мешало мирной жизни разросшегося города, но хороший воевода Б.М. Хитрово думал о ближайших битвах, а не мыслил перспективой в сто лет вперед. Уязвимым местом был только недостаток в крепости источников воды. Авось обойдется, видимо, рассчитывал Богдан Матвеевич, поскольку кочевая тактика не предусматривала длительных осад – а кто еще станет нападать на Симбирск?.. Продолжение следует. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Старик
ВанЯ, и ты не обошёлся без плевков в сторону советской власти в своём худосочном опусе. Абзац о дородности — смеховторная чушь.
Высоко поднялся Хитрово не при Алексее, а при его сыне Федоре.
русский гражданин россии
Советскую власть не оплёвывать, а люстрировать не помешало бы. Хотя бы сегодня, с большим опозданием.
… …
Губёшки подотри!) Щенок ты ещё,на Советскую власть свою пасть разевать.
Хмуро
Дело о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 6 ноября 1991 года N 169 “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР (Дело КПСС)
Дело рассматривалось 26 мая, 6-15 июля, 20 июля – 4 августа, 14 сентября – 23 октября, 28 октября – 30 ноября 1992 года
Постановление N 9-П от 30 ноября 1992 года
Конституционный Суд установил:
3. В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС.
Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах – зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов. Так продолжалось десятилетиями.
Антиконституционность деятельности руководящих структур КПСС и КП РСФСР, существовавших на момент издания Указа Президента РФ от 6 ноября 1991 года “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, исключает возможность их восстановления в прежнем виде.
русский гражданин россии
Ты точно дятел недоношенный, судя по твоему тупорылому комменту)
Ледоруб Меркадера
иди кастрюлируй свою пипиську.
рукоблудничай на царьков, у которых к 1917 году русской крови осталось 1,5%
русский гражданин россии
ты видно очень опытный по чужим пиписькам, сам и кастрюлируй их себе в мозги))
MS/CREDO
К сожалению(а для кого то и нет) скоро наступит конец истории как субьекта РФ.С такими темпами вымирания У.О.
Поправочка
Начало истории Симбирска, как постоянного поселения, начинается как минимум с именьковского времени (IV-VII вв.), как крепости – с именьковского или с возникновением Волжской Булгарии (X-XI вв.), как города – с булгарского (X- нач. XIII вв.) или с золотоордынского времён (XIII- XIV вв.). После разрушения Симбера/Симбира войсками Тамерланана, на Симбирской горе возникли татарская, мордовская и чувашская деревни, существовавшие и в период строительства Синбирской крепости в 1648 году. А потомки жители тех деревень (большей частью обрусевшие) и поныне живут в Ульяновске.
*
Не стоит смешивать разные вещи. Были поселения, факт общеизвестный, об этом можно прочитать в любой, даже не особо глубокой книге по истории края. Но речь-то об основании города в 1648 году, событие совсем другого порядка. И на месте Москвы, и на месте Рима задолго до их основания жили люди (а где они не жили?), но это ж не причина считать, что города основаны на несколько сот, а то и тысяч лет раньше.
Поправочка
Тогда нужно вести речь не об основании города Симбирска, а об восстановлении города Симбирска. Город-то уже здесь был – булгарский и/или золотоордынский, разрушенный Тамерланом в конце XIV века.
А.М.
А ссылочку на источник дадите?
Поправочка
Адам Олеарий.”Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию”.
“21 того же месяца мы оставили по правую сторону от нас два веселых места, на которых будто бы раньше находилась города; наиболее дальний из них называется Симбирская гора. Говорят, их разрушил Тамерлан.”
http://www.e-reading.club/bookreader.php/1018372/Oleariy_-_Opisanie_puteshestviya_Golshtinskogo_posolstva_v_Moskoviyu_i_Persiyu.html
древний источник
Платон писал, что была Атлантида. Кто “за” ставьте лайки
русский гражданин россии
Мифы про татарское засилие на Руси – это лишь мифы. Во-первых, тартарами многие века назывались вообще все жители Тартарии (то есть России), никаких отдельных татар, как национальности, не было. Во-вторых, даже пришлые на Русь и в Сибирь с востока и юга тюркоязычные и монгольские этносы либо были язычниками, либо принимали христианство уже здесь, и детей рожали в христианстве. Ислам и буддизм уже намного позже стали экспансировать на Русь, не без помощи наших же царьков и цариц, прах их подери. А прежде в города ни июдеев, ни мусульман вообще на поселение не пускали, только торговать разрешали поблизости.
Поправочка
“Новую хронологию” Носовского и Фоменко начитались, и Задорновым сверху залили?
А.М.
Ох уж эти маргинальные историки …
русский гражданин россии
А вы сами-то чего начитались, совковых сказок или новопутинских сказок? )))
Михаил
Читайте Гумилева, он опровергал бред про монголо-татарское иго и про “Тартарию” ерунду не сочинял.
русский гражданин россии
Гумилёв сочинял свою литературу. Вовсе необязательную для чтения и зазубривания.
Поправочка
Даты основание городов имеет различные толкования в исторической науке. Например, датой основания Москвы считаться 1147 год, когда Москва была впервые упомянута на страницах Ипатьевской летописи, хотя по данным археологии крупное поселение в районе московского кремля существовало как минимум ещё 100 лет до этого.
Золотоордынский город Симбирская Гора, разрушенный Тамерланом в конце XIV века, был впервые упомянут Адамом Олеарием в 1636 году. Поэтому дата основания города Симбирска требует уточнения и возможно пересмотра.
А.М.
А дата основания и возраст определяются не по “непрерывному существованию” города?
Поправочка
Нет. Имеются в мировой истории примеры полного разрушения городов и последующего их восстановления, даже на новом месте (например Рязань), но датой основания остаётся первое письменное упоминание города.
А.М.
Именно Рязань “старую” и “новую”, вроде, всё-таки чётко различают. И по-другому вряд ли возможно – эти два города существовали бок о бок одновременно.
Для ясности: Вы историк или любитель истории?
Это не в плане перехода на личности. Я вот не историк и не особо любитель.
Поправочка
Рязань, возможно, неудачный пример. Имеется масса других примеров, сами их поищите.
А.М.
Дата основания _современного_ Синбирска-Симбирска-Ульяновска уже сильно не сдвинется. Тот же любимый Вами Олеарий в 1636 году города не видел. Всё что гипотетически было до – это другой город на том же месте.
Как Троя-1, -2, -3
Для Вас, как я понимаю, интерес представляет самая ранняя дата. Ну так просто различайте чётко появление первого/ых устойчивых поселения/й и основание города, существующего поныне.
Поправочка
С народными академиками спорить не смею
Мишярин
Правобережье волги от и до было заселено МИШАРАМИ.Не успокаивайте себя разными байками.
Мишярин
А вот создание города Симбера это другая тема
русский гражданин россии
История – оджна из самых неточных и политзависимых “как бы наук”. И ничего более. Давно пора её заменить на науку Хронологию, без всяких идеологий, без путаниц в названиях, и без личностных предвзятостей.
А.М.
Назови хоть горшком, только фоменковцев не пускай
Хронология
Согласен. Только хронология близко по времени приводимых фактов воссоздаст объективную картину прошедшего. Без выпячивания одного, и умалчивания о другом. По цепочке приводимых фактов уже можно понять, откуда и куда дует ветер, и что происходило в реальности.
грэг
Проверка проведена. Он до сих пор там.
Мишярин
Как известно, еще с VIII в. народы тюркской языковой группы один за другим начали принимать ислам, отдавая ему предпочтение в силу сложившихся религиозных традиций единобожия в форме тенгрианства.
Кулугур
Чингизиды приняли ислам в 1294 году официально. Верхушка. На 7-м правителе из 14 -ти. Всего династия правила 149 лет. Первые 6 вождей праздновали пасху и троицу. Кафиристан существовал в Афгане вплоть до 1920-х годов. Русские памятные знаки( камни с надписями) до сих пор в Индии, Афганистане. Памятник поросенку из черного мрамора на постаменте в Туркмении, в районе одного из ущелий Зюльфагара описал ещё Д.М.Логофет в своих записках в 1903-м году. Интересного много, но факты в материальном подтверждении все таки наиболее достоверны чем любая быль.
русский гражданин россии
следовательно, может быть это подданные Чингизидов были частью русской империи (например, Тартарии), а не русская империя платила дань Чингизидам…
русский гражданин россии
Замечательно наблюдать, сколько агрессии и неразберихи в головах у людей. Уже только поэтому историю в школах пора отменять в том виде, в каком она существует уже почти сто лет. Напридумали всяких троянских лошадок и гениальных большевистских вождей – вот теперь и результат наглядный, полная неразбериха в мозгах.
А.М.
“Первые 6 вождей праздновали пасху и троицу.”
“следовательно, может быть это подданные Чингизидов были частью русской империи (например, Тартарии), а не русская империя платила дань Чингизидам…”
Что это, если не неразбериха?
русский гражданин россии
приведённые вами цитаты – это поиск истины. неразбериха – это когда противоположные мнения и версии (всего лишь мнения и версии)выдаются за незыблемые вековечные догмы.
А.М.
А я смотрю, любители альтернативного взгляда как раз и н заморачиваются доказательствами – одни пустые утверждения с целью “поискать истину” в том направлении, которое им больше нравится.
русский гражданин россии
у сторонников традиционной истории нет никаких доказательств её правоты, кроме навязанных массовых догм. Причём в каждой стране и в каждом следующем веке свои собственные догмы ))
А.М.
А Вы точно знаете, или снова бездоказательное утверждение?
Вы, наверное, путаете с https://ru.wikipedia.org/wiki/Фолк-хистори