В почтовые ящики ульяновцев продолжают вбрасывать листовки с требованием заменить электросчетчики старого образца на новые. И похоже, что требования эти незаконны.

Знакомый передал в редакцию листовку, которую вынул из своего почтового ящика. Ее текст напечатан под шапкой управляющей компании.
В тексте сказано: «В связи с Постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг…». Приборы учета электрической энергии с классом точности «2» и «2,5» и годом производства до 2003 года не проходят поверку и являются непригодными. Во избежание ошибочных начислений по общему нормативу… необходимо произвести замену вышеуказанных счетчиков. Заявку на замену и осмотр необходимо оформить потел, (номер такой-то)». Приложена печать с надписью «Для документов», но ничьей подписи на листочке нет. Знакомый говорит, что эту ксиву бросили не только ему, но и в почтовые ящики всех жильцов дома, включая тех, кто поменял счетчики совсем недавно.

Последнее свидетельствует, видимо, о том, что вброс листовок – это часть некой кампании. В надежде, что кто-то клюнет и позвонит, попросив установить новый прибор учета. Предупреждение это, впрочем, не только безграмотное, но и небрежное.. Начиная со ссылки на Постановление №354, в котором ни одного слова о требованиях к году выпуска электросчетчика или его классу точности нет. В нем вообще на эту тему ничего нет, и ссылка на него в данном случае смахивает на попытку ввести жильцов в заблуждение. Обмануть, проще говоря. Освещаются же эти аспекты в других нормативно-правовых актах. В частности, в Постановлении правительства РФ №442 от 4.05.2012 г., регулирующем функционирование розничных рынков электроэнергии. Документ сугубо отраслевой, но даже в нем нет упоминаний о непригодности счетчиков с классом точности «2», речь идет лишь о приборах с классом точности «2,5».

Однако все это не имеет отношения к жилым помещениям и нежилым, расположенным в жилых домах. В них процесс регулируется жилищным законодательством, конкретно – Жилищным кодексом и принятыми в соответствии с ним правоприменительными документами, такими, как упомянутое 354-е постановление. Но ни в нем, ни в Кодексе никаких требований по году выпуска электросчетчиков и по классу их точности, повторюсь, нет. Между тем статья 5 закона о введении Кодекса в действие и пункт 8 статьи 5 самого Кодекса устанавливают, что другие законы и нормативно-правовые акты применяются только в случае, если они не противоречат положениям жилищного законодательства. Постановление же №442 ему противоречит, поскольку содержит нормы, которые в жилищном законодательстве отсутствуют.

Это такая же ситуация, когда поставщики горячей воды выставляют потребителям счета за нее без учета норматива на тепловую энергию, идущую на ее подогрев, руководствуясь какими-то своими документами. Тогда как Жилищный кодекс предписывает обязательное применение нормативов, в связи с чем Верховный суд Российской Федерации признал недавно действия поставщиков противоречащими федеральному законодательству.

То есть в ситуации с электросчетчиками людям, скорее всего, морочат головы, пользуясь их неосведомленностью в законах и запутанностью самих законов. В любом случае никакой кампанейщины в этом деле быть не может. В соответствии с Законом «Об энергосбережении…» ответственность за эксплуатацию приборов учета и их замену лежит на ресурсоснабжающих организациях, которые и должны инициировать некие действия, если что-то не так. Человек мог, например, купить квартиру, и знать не знает, сколько лет электросчетчику в ней. Значит, ему, не всему дому, а адресно ему, должны разъяснить, что с его счетчиком не так. Если эта обязанность делегирована управляющей компании, с потребителем должна работать, видимо, она.

Андрей СЕМЕНОВ