Официальные агитаторы за китайский цемзавод в Тереньгульском районе, чувствуя, вероятно, слабость своих позиций, решили их усилить и понесли сущую ахинею.

За две последние недели чудесным образом вдвое вырос объем налогов, которые этот завод обещает давать в бюджет области. Если до того областные чиновники говорили о 500 миллионах рублей, причем без уточнения, за год это или за десять лет, то на днях в рекламной телепередаче прозвучала уже сумма в один миллиард ежегодно. А бюджет села Подкуровки с вводом цемзавода в эксплуатацию вырастет с нынешних четырех до десяти миллионов рублей в год. Дальше перечислялись блага, которые подкуровцы от такого счастья будут иметь: новые детские сады, школы, спортивные объекты, дороги, газопроводы.

То есть сегодня при четырехмиллионном бюджете Подкуровка выживает на подножном корме, а при добавке шести миллионов получит все, как из рога изобилия. Хотя известно, что строительство одного только детского сада стоит 50-100 миллионов рублей, и этому заводу надо пыхтеть 10-15 лет, чтобы детсад там возвели. И вопрос-то еще, кому он там нужен? В Подкуровке, как и повсюду на селе, живут в основном пенсионеры, которые детей, помилуй бог, не рожают, и которым по этой причине детсад не нужен. Как и новая школа не нужна – в деревнях идет последовательное закрытие и тех-то школ, которые там были. Закрываются они по естественным причинам – исчезают учащиеся. Не нужны там и 400 новых рабочих мест, которые, как манну небесную, обещают изо дня в день. Не старики же пойдут на китайский завод дышать этой манной.

А вообще-то никто сегодня не знает, сколько цемзавод будет платить налогов. До того, когда это более-менее реально можно будет сказать, как до Китая пешком. Не только будущие мощности завода для этого должны быть известны, но и будущий рынок цемента. Иначе говоря, сколько его смогут продать, ведь цемзаводов по России как собак нерезаных. У нас их только уже два, причем расположенных по соседству с Тереньгульским районом. А вдруг спрос рухнет, китайцы изуродуют там тысячи гектаров лесного фонда, наизготовят этого своего цемента, но продать его будет некому? О каких налогах сейчас-то сказки сказывают, ведь это выглядит как банальная китайская лапша на уши.

Еще дискутируют о вредности-безвредности цементного производства, и в этом плане рисуют тоже сверхрадужные перспективы. Как в другой телепередаче сказал один из депутатов Законодательного Собрания, китайцы обязаны будут на каждую трубу установить специальные автоматические датчики, которые в режиме онлайн будут передавать на пульт информацию о выбросах. И как только в атмосферу направят что-либо вредное, завод тут же будет остановлен. Спорить о китайских производственных технологиях – все равно что воду решетом черпать. Парить населению мозги можно было бы, если бы оно, население, не видело периодически по тому же телевизору китайские города и села, в которых все укрыто смогом, а китайцы ходят в медицинских масках. Да и не о том, как думается, речь ведут. Я бы ее вел не о датчиках на трубах завода, а о будущем уничтожении природы района, о его фауне и флоре, не подлежащих восстановлению после таких производств сотни лет, об ухудшении с исчезновением лесов и лугов качества воздуха и воды. Где жить-то будут обитатели новых детских садов, школ и стадионов Подкуровки? Чем Тереньга, Кузоватово, Сенгилей и Ульяновск будут дышать и кому из жителей в принципе нужны испохабленные земли, ныне заповедные? У власти нет ответов на эти вопросы, от того, наверное, и звучит в качестве ее аргументов в пользу завода все более и более крутая брехня. А может, от того, что, по одной из версий, откаты за завод уже распилены где-то в Москве, и наши теперь кровь из носу должны слить эти земли китайцам. Вот они и сливают.

Юрий Кашинский