Один достойный общественный объект остался в городе – трамвай, но и его не оставляют попыток пустить по миру.

Не первый месяц в судах, как мы уже сообщали, тянется дело о банкротстве муниципального предприятия «Ульяновскэлектротранс», ведающего городскими трамваями и троллейбусами. У заявления о банкротстве было сначала несколько авторов (кредиторов), но все, кроме одного, со временем от своих требований отказались, и теперь процесс идет по иску только налоговой службы. Соответственно – по факту задолженности «Ульяновскэлектротранса» по налоговым платежам. Долг исчисляется суммой порядка 70 миллионов рублей. Очередное заседание арбитражного суда отложено – по просьбе «Ульяновскэлектротранса», который надеется задолженность в ближайшее время погасить. Осталось якобы миллионов двадцать.

Есть в этой истории что-то, по-моему, крайне мутное. О долгах по каким налогам идет речь? По налогу на прибыль? Но общественности все время рассказывают, что электротранспорт убыточен, невыгоден и проч., и если убытки, тогда никаких долгов по налогу на прибыль быть не может, ведь этого налога у «Ульяновскэлектротранса» нет вообще. Или же речь о налоге на имущество и землю (под депо и трамвайными путями)? Если да, то этот налог идет в городской бюджет, и его решением ЗСО ли, Гордумы ли надо просто отменить. Иначе получается абсурд: разная инвестиционная шантрапа, так сказать, работает в области, выкачивая ее ресурсы, будучи освобожденной от всех налогов, а свои, причем градообразующие, как «Ульяновскэлектротранс», предприятия добивают. Они уже и лежат, а их все равно бьют. А может, это налоги на фонд зарплаты трамвайщиков и троллейбусников? Но если персонал регулярно зарплату получает, накопить такие долги трудно, а то и невозможно. В общем, в истории с этой налоговой задолженностью на плетне, на мой взгляд, явно какая-то тень, и проблема трамвая, возможно, не в этом, а в том, что городским властям просто лень ею заниматься.

Начальник транспортного управления горадминистрации Игорь Бычков написал на своей интернет-страничке, что дело, во-первых, в высоких тарифах на электроэнергию, и во-вторых, в неурегулированности транспортных маршрутов, из-за чего часть пассажиров уходит на дублирующие трамвай маршрутки. Первое бесспорно – тарифы душат не только трамвай и троллейбус, и не только жильцов, а вообще все, что живет. И отпора это безумно-кровожадное наследие Чубайса ни от кого почему-то не получает. Причем все прекрасно знают, что себестоимость производства электроэнергии копеечная, особенно на гидроэлектростанциях. Те, кто мог бы привести хозяев генерирующих мощностей в чувство, на трамвае, однако, не ездят и не представляют даже, думаю, как он выглядит. Но ведь муниципалитету Ульяновска никто не мешает пытаться донести эту проблему хоть до премьера Дмитрия Медведева, хоть до президента Владимира Путина (что на прошлой неделе на совещании в Ульяновске сделал, кстати, губернатор Сергей Морозов). Кооперироваться с этой целью с другими городами, беда-то общая.

Немного странны жалобы на неурегулированность маршрутной сети, поскольку разработка пассажирских транспортных маршрутов является полномочием как раз местных властей. Оптимизируйте же схемы движения трамвая и маршруток, отдав бесспорный приоритет трамваю, как экологически чистому транспорту. Нужно, видимо, усовершенствовать и билетную политику, введя проездные разных видов. Скажем, проездной по какой-то фиксированной цене на день. Проездной – на будние дни. Отдельный – на выходные дни. На декаду, ведь кому-то проездной на месяц, может быть, не нужен, а с 20-го по 30-е число он будет трамваем пользоваться. И так далее. Можно объявить, к примеру, месячник льготного проезда по сниженной по отношению к маршруткам не на рубль-два, а минимум на пять цене, и посмотреть, что будет с пассажиропотоком. Много чего можно.

Но смущают эти постоянные разговоры властей о сдаче электротранспорта в концессию частнику, что свидетельствует, пожалуй, о бессилии чиновничества. Кроме трамвая, у муниципалитета не осталось на попечении больше практически ничего, и сброс его на обочину станет бесславным позором руководства города. При публикации данных о качестве воздуха, по которому Ульяновск – на одном из последних мест в Поволжье, скрывается, как мы недавно выяснили, информация о главных загрязнителях, но по Москве известно, что 90 процентов всех вредных примесей дают автомобили. В Ульяновске же, вероятно, даже больше. При этом до 100 миллионов рублей в год из бюджета пускается на заурядный распил на уничтожении зелени. Не надо ее уничтожать – отдавайте эти деньги трамваю и не превращайте город окончательно в газовую камеру.

Сергей Поленов