Путь к сердцу китайских бизнесменов лежит через культуру и семейные традиции. Если китаец заинтересовался вашим проектом по электронной почте, то это совсем не означает, что он «опознает» вас при встрече.

Об этих и других интересных особенностях Поднебесной рассказали молодые ульяновские предприниматели и студенты, которые совсем недавно вернулись из Китая.
– Наша поездка длилась три недели – с конца августа до середины сентября. В Китай поехали ульяновские участники (резиденты) Российского-китайского бизнес-инкубатора, чьи проекты победили в специальном конкурсе. Это совместный проект Российского союза молодежи и Всекитайской федерации молодежи. У нас инкубатор создан на базе УлГУ – поясняет руководитель ульяновского Российско-китайского бизнес-инкубатора Елена Семенова.

Китайская логика
Делегация из Ульяновска посетила южную китайскую провинцию Гуйчжоу, где их не просто хорошо приняли, но и познакомили со «звездами» местного предпринимательства.

– За несколько недель мы сумели пообщаться с бизнесменами, чей общий оборот сопоставим с годовым бюджетом Ульяновской области. Состоялись очень интересные встречи, заключено более десятка соглашений, – отмечает один из участников поездки – молодой предприниматель Искандер Касимов.

По его словам, вести переговоры с представителями местного бизнеса было порой непросто.

– К примеру, до нашего визита мы с одним из китайских предпринимателей очень живо обсуждали возможность строительства в Ульяновске большой гостиницы. При личной встрече он сделал вид, что впервые слышит об этом. Лишь потом выяснилось, что он не нашел инвесторов для данного проекта, – рассказывает Искандер.

Похожая ситуация сложилась и при обсуждении возможности построить завод пищевой пленки в Димитровграде.

– Обещать – не значит жениться, – заметил в ответ на реплику Касимова Губернатор нашего региона Сергей Морозов. – Тут нужно учитывать особенности бизнес-переговоров: если не поддерживаешь ежедневных связей с иностранными партнерами, то далеко не всегда в курсе всех изменений.

Кстати, проект по гостинице в итоге был переформатирован: китайскую сторону, кажется, заинтересовала возможность открыть на одном из этажей будущей гостиницы собственное консульство.

Привезут лечебные травы
Очень любопытные соглашения с китайскими предпринимателями сумели заключить совсем молодые участники поездки.

– Мой проект связан с традиционной медициной: мы подписали договор на поставку лечебных трав в одну из ульяновских клиник эстетической медицины. Речь идет примерно о 30 различных наименованиях лекарственных растений, которые выращиваются в Китае, – уверяет магистрант второго курса УлГУ Инна Елькина.

Совместно с китайцами также планируется создать веб-сайт «Облако здоровья», посвященный традиционной китайской медицине.

Молодая бизнесвумен Виктория Маркелова поделилась наблюдениями, связанными с туристической сферой.

– Из общения с нашими китайскими коллегами мы пришли к выводу, что ни в коем случае нельзя делать ставку исключительно на образ Ленина и бренд «Родина Ленина». Эта тема интересна только для небольшой части китайцев старше 60 лет. Для остальных – особенно молодежи – нужно предлагать что-то совершенно иное, – замечает Виктория.

С ее мнением, в принципе, все согласились, однако Губернатор Сергей Морозов напомнил, что даже «небольшая часть» китайцев, которым интересен Ленин и история СССР – это многие миллионы туристов.

– Безусловно, в туризме нельзя делать ставки на что-то одно, так же как в бизнесе нельзя надеяться только на политические ресурсы или «папу с мамой». Помимо Ленина и темы СССР, в Ульяновской области есть чем «зацепить» туристов и бизнесменов – начиная от авиации и ядерной медицины и заканчивая многими культурными событиями и ценностями, -сказал глава региона.

Бизнес через семейные традиции
По мнению бизнесмена Искандера Касимова, туризм, культура и традиционные ценности – те «крючочки», с помощью которых можно выйти на тему предпринимательства.

– Так, настоящее и искреннее общение с китайскими коллегами началось у меня тогда, когда я показал им на своем смартфоне видеозапись своего семейного праздника. Китайцы очень ценят именно родственные отношения: они сразу же включили запись своего семейного торжества. И затем уже можно было говорить о бизнесе – беседа потекла в нужном русле, – делится секретами переговоров с иностранцами наш собеседник.

Стоит добавить, что подобные бизнес-инкубаторы, возможно, вскоре будут созданы совместно с другими странами БРИКС, а также Мексикой и США. Кроме того, Сергей Морозов пообещал организовать аналогичную молодежную площадку с коллегами из Пензы.

Сергей Соболев