Сергей Поленов
Независимо от того, подтвердится или нет вывод Общероссийского народного фронта (ОНФ) о сговоре в сфере питания в бюджетных учреждениях нашей области, эта новая система организации питания останется миной замедленного действия.
ОНФ, напомню, обнародовал результаты своего расследования процессов, происходящих в этой отрасли, свидетельствующие, что в Ульяновской области имел место картельный сговор основных игроков рынка при получении бюджетных заказов по организации питания в школах, детских садах и медучреждениях. Сговор позволил, считают в ОНФ, ликвидировать конкуренцию и установить завышенные цены на эти услуги. Сумма, в пределах которой совершались противоправные действия, находится (пока) в пределах трех-пяти миллиардов рублей. По следам проверки в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) заявили, что материалы будут направлены в правоохранительные органы.
На публикации ОНФ и ФАС тут же отреагировал депутат Законодательного Собрания области Ростислав Эдварс, хозяин ООО «Альтернатива», одного из китов общественного питания в регионе, который в числе прочих как раз и подозревается в участии в картельном сговоре. Эдварс все отрицает, говоря, что в ОНФ не разобрались, поскольку, дескать, проводят свои расследования только по данным из социальных сетей, а истину так не выявишь. Он объяснил, как и из чего складывается цена порций и почему она не может быть ниже.
Но в словах Ростислава Анатольевича есть, видимо, своя доля лукавства, когда он говорит, что проверка только по сведениям соцсетей не способна дать достоверную картину. Способна, ведь большинство операций производится сегодня в электронном виде, и, анализируя их путь и этапы, совсем несложно, особенно если глаз наметан, увидеть их подноготную. Во всяком случае увидеть, были ли какие-то элементы сговора при их организации. А если проанализировать еще и попутную информацию, данные от заинтересованных или просто третьих юридических и физических лиц, то можно, наверное, брать с собой наручники и ехать уже на место. В последние годы была ведь масса жалоб ульяновских фирм помельче, которые тоже хотели участвовать в этом бизнесе, но их от него, от этого массивного бюджетного пирога, не просто отодвигали, а отбрасывали, в чем они винили административный ресурс, который и их выкидывал, и топил их жалобы.
Ростислав Эдварс в своем опровержении пообещал встретиться с координатором программы ОНФ, депутатом Госдумы Антоном Геттой и в личной беседе все прояснить, после чего претензии, мол, к его ООО наверняка будут сняты. Те, кто надеется на эффективность расследования ОНФ, при этих словах Эдварса должны были, вероятно, вздрогнуть, поскольку знают, как обычно проясняются вопросы при личных встречах, особенно с глазу на глаз. И особенно при таких-то миллиардах. И скандал, скорее всего, действительно замнут, что не снимает будущих проблем с питанием. Внедрив этот так называемый аутсорсинг в бюджетные организации, покрушили в них практически всю инфраструктуру. Заброшена за ненадобностью львиная доля кухонь и пищеблоков, которые в крупных больницах представляли собой буквально цеха. Разогнали персонал – поваров, их помощников и технических работников, перейдя на доставку блюд откуда-то из нового города, где базируется бизнес Эдварса. И когда Эдварсу все это надоест или он сочтет, что пора валить, все рухнет, и быстро восстановить питание в самих школах, детсадах и медучреждениях уже не удастся, так как в них не будет ни оборудования, ни специалистов. Любая монополизация чревата развалом, который может наступить мгновенно. Монополизация питания в соцучреждениях – не исключение, как ни банально это звучит.