Иван Сивопляс, фото Ю.Н. Белозерова из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»
Ульяновский фоторепортер и фотохудожник Юрий Николаевич Белозеров (1939-2015) прожил очень интересную и творчески насыщенную жизнь. В 1971-1994 годах он трудился ульяновских корреспондентом фотохроники Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС).

Можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий своей истории, оборвавшейся в декабре 1991 года, весь Советский Союз видел жизнь Ульяновска и Ульяновской области через фотообъектив Юрия Николаевича.

А начиналась жизнь фотожурналиста в городе Воронеже. Драматические события лета 1942 года превратили Воронеж в арену одного из самых масштабных городских сражений в истории Великой Отечественной войны и вынудили семью с маленьким Юрой искать нового пристанища, которым стал город Казань. Здесь Юрий Белозеров окончил школу, здесь в 17 лет начиналась его трудовая биография – токарем, а затем лаборантом на одном из казанских заводов.

В 1958 году Юрия Белозерова призвали на срочную службу в Советскую армию. Долгая, почти четырехлетняя служба определила призвание всей жизни Ю.Н. Белозерова. Он начал сотрудничать в газете «За Родину» Приволжского военного округа, и творческая стезя все увереннее захватывала его – так, что второкурсник отделения русского языка и литературы Казанского университета Ю.Н. Белозеров оставил учебу, чтобы поступить на первый курс только что образованного в том же университете отделения журналистики.

С 1971 года и до самого конца земных дней жизнь и творчество Юрия Николаевича были связаны с землей Ульяновской.

В Советском Союзе Ульяновску принадлежало собственное, особое место, определявшееся фактом рождения в губернском городе Симбирске в 1870 году Владимира Ильича Ульянова-Ленина, основателя Советского государства. Имя «Родины В.И. Ленина» на протяжении многих десятилетий самым непосредственным образом влияло на развитие нашего города. Именем Ленина здесь создавались заводы и фабрики, флагманы своих отраслей, символы советской промышленности, как, например, всемирно известные «уазики». Именем Ленина открывались вузы и школы, строились библиотеки, дома культуры, поликлиники и больницы.

Масштабная реконструкция Ульяновска к 100-летнему юбилею В.И. Ульянова-Ленина в 1970 году радикально преобразила архитектурный облик города в соответствии с самыми современными требованиями и вкусами своего времени, превратив его в одну из «визитных карточек» Советского Союза, которую с гордостью демонстрировали иностранцам как явный пример достижений социалистической системы.

Пики общественного интереса к Ульяновску в СССР определялись юбилейными событиями, в первую очередь приуроченными к жизни В.И. Ульянова-Ленина (1870-1924) и Октябрьской революции 1917 года. Таким последним пиковым годом стал год 1987-й, год 70-летия Октябрьской революции – год, который Советский Союз проживал под лозунгом «Октябрь и Перестройка: Революция продолжается!»…

Город Ульяновск – город на Волге. Прикоснуться к святыням «советского Вифлеема» сюда ежегодно устремлялся поток туристов, подавляющее большинство которых являлось здесь летом, прибывая водным транспортом во время популярных теплоходных круизов. Они видели город с воды, и Ульяновск запоминался в сочетании с Волгой, с теплоходами или «Метеорами», судами на подводных крыльях. К юбилейному 1987 году был разработан, как торжественно гласила пресса, сверхдальний и сверхскоростной маршрут для «Метеоров» Ульяновск -Горький, продолжительностью 12 часов и длиной более 600 километров.

В 1987 году в Ульяновске был официально зарегистрирован 600-тысячный житель, точнее, жительница. Это случилось 17 июля 1987 года, когда в семье воспитательницы общежития Ульяновского авиационного промышленного комплекса Татьяны и бригадира монтеров-путейцев Юрия Стаценко родилась дочь. Фотография Ю.Н. Белозерова фиксирует торжественное вручение свидетельства о рождении – на фоне новостроек Нового города, среди митинга, собранного по такому случаю; в толпе очень много детей. Жест символический – малышка рождается в интернациональной украинско-русской семье, как рождается в сотрудничестве киевских авиаконструкторов и ульяновских авиастроителей чудо советской авиации, крупнейший в мире серийный грузовой самолет Ан-124 «Руслан».

Фотокорреспондент работает оперативно. Он фиксирует события сегодняшнего дня, чтобы скорее донести информацию до читателя. Уже завтра этот день с его событиями становится частью Истории нашего города, нашей страны, историей человеческой жизни. Спустя десятилетия фотография приобретает ценность фотодокумента, который особенно четко и зримо фиксирует черты столь стремительно меняющейся и развивающейся жизни.

Фотокорреспондент не свободен в выборе своих сюжетов. Он выполняет задания редакции. В советское время, когда журналистика была частью коммунистической агитации и пропаганды, это проявлялось тем более ярко. Фотограф выполнял «соцзаказ», фиксируя достижения промышленности и сельского хозяйства, улучшение быта советского человека, мощь Советской армии, расцвет советской культуры.

С промышленностью в Советском Союзе получался парадокс. С одной стороны, пролетариат был системообразующим классом, с другой – практически все заводы и фабрики трудились на «оборонку» и являлись режимными и даже секретными объектами. Их истинные названия и профиль продукции скрывались под безликими «почтовыми ящиками» или нейтральными приборными, электронными теле- и радиозаводами. Видимо, по этой «секретной» причине многие ульяновские предприятия оказывались обойденными вниманием фотокора ТАСС.

Но всего не скроешь, и у ульяновской промышленности были и есть свои визуальные символы – УАЗ, с конвейеров которого в 1987 году сошел 100-тысячный УАЗ-31512, и набиравший обороты УАПК, грозивший сделаться крупнейшим авиапромышленным предприятием в СССР и во всей Европе. «Уазики» и самолеты – темы многих фотоснимков Ю.Н. Белозерова.

«Просто» фотографировать и рассматривать «металл» неинтересно. Западные рекламные каноны, когда автомобиль помещается на фоне прекрасных пейзажей или изящных девушек, были чужды классическому советскому фотоискусству, в традициях которого творил Юрий Николаевич. Следуя этим традициям, необходимо было искать неожиданный ракурс, который бы привлекал внимание своей необычностью, насыщенностью, глубиной.

Да, советское искусство, как искусство идеологическое, искусство пропаганды, связывало свободу творцов жестким каноном, официально одобренным набором сюжетов и тем, но в этом оно было совсем не оригинально. Подавляющее большинство художественных традиций во всем мире связано теми же каноническими рамками. Можно вспомнить о древнерусской иконописи, драгоценном вкладе нашего народа в сокровищницу мировой культуры, о храмовой архитектуре. Настоящий мастер способен творить шедевры в жестких рамках канона, и фотографии Юрия Николаевича тому прекрасное подтверждение. К слову говоря, он был большим любителем иконописи и храмовой архитектуры, не по обязанности, а по зову сердца.

Ю.Н. Белозеров фиксировал яркий, запоминающийся образ, способный теперь, спустя годы, характеризовать и символизировать свою эпоху. Снимкам Ю.Н. Белозерова присуща в лучшем смысле этого слова плакатность: выразительный внешний образ без акцентирования внимания на деталях. Это определялось конкретным назначением снимков – для журналов и газет, для витринных уличных выставок «Окна ТАСС» в разных городах СССР. Так, средневековые летописцы в немногих словах сохраняли и передавали потомству самое значимое и важное о драматичных и радостных событиях своего времени.

Советские города стремительно росли за счет стремительного оттока населения из советской деревни. Это порождало перед советским обществом все нарастающее количество проблем – продовольственную, социальную. Корневая связь россиянина с землей была исторически очевидна. Ее разрушение остро и горько переживалось поколениями российской и советской интеллигенции. Такова была объективная расплата за успехи индустриализации и промышленный подъем, за разнообразные социальные эксперименты, которыми был так насыщен весь XX век, а не только период после большевистского переворота.

Но летописец знает, что мир не впервые проходит через череду испытаний – были времена страшнее и хуже. Важно, что душа народа жива, что народ способен радоваться и трудиться. Фотолетопись не вбирает в себя всего, она вбирает в себя самое главное.