20 сентября в совете федераций прошли слушания по вопросам, связанным с социальным питанием. Эксперты, работающие в отрасли на протяжении многих лет, фактически, подтвердили позицию региона в заочном споре с депутатом Государственной Думы Антоном Гетта. Напомним, что Гетта, по сути, обвинил регион в наличии картельного сговора в области социального питания. По его запросу ФАС возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции», при этом основными аргументами было то, что на торгах не происходило существенного снижения первоначальной цены. Однако, по мнению участников слушаний в Совете Федераций, ценовой показатель вообще не должен являться главным, когда речь идёт о питании людей.
Например, Иван Лебедев, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ заявил:
«Сегодня мы имеем приоритет ценовых, а не качественных параметров при осуществлении государственных закупок детского питания, вес которых при оценке заявок составляет 70%. Это недопустимо и неправильно. Здесь мы, конечно, в первую очередь должны думать о безопасности и качестве поставляемой продукции, и, в последнюю очередь, о цене ».
Ректор МГУТУ им К.Г. Разумовского Валентина Иванова вообще указала на то, что по результатам мониторинга, проводимого ее ВУЗом по всей стране, Ульяновскую область нужно ставить в пример, так как в регионе принят отдельный закон, нормативно рассчитана цена и введены стандарты питания.
Валентина Иванова:
«Есть ли в регионах практики? Есть. Я бы назвала – Москва, Ульяновская область, Белгородская, Владимирская, Тамбовская, Калужская, Орловская и целый ряд других областей. И здесь надо сказать, что очень важно то, что в этих регионах осуществился уход от аукционов к конкурсам. И здесь используются не стоимостные, а качественные критерии для оценки заявок участников. Подчеркну, что это происходит в полном соответствии с Постановлением Правительства РФ №99 от 4 февраля 2015 года. Но есть регионы, которые продолжают идти по пути аукционов, где главное – снижение цены. И, более того, радуются, что им удалось снизить цены на школьное питание. Но эта ситуация, конечно же, не должна нас с вами устраивать.
Университет рекомендует в качестве опыта использовать опыт, в частности, Ульяновской области, где разработан региональный закон «О социальном питании», и здесь расчет стоимости финансирования идёт из нормативной потребности в соответствии со сбалансированностью рационов. Важно, чтобы в регионах была такая законодательная база. Но если не будет принят рамочный закон на федеральном уровне, кто то из регионов будет это делать, а кто то – нет.
В пилотных регионах, которые были названы, свыше 80% продукции обеспечивается за счет поставок местных сельхозпроизводителей. Мы вместе разрабатывали концепцию внутренней продовольственной помощи, и вот здесь – это тоже механизм решения».
Получается, что проверка ведётся в отношении тех операторов, которые строго соблюдают стандарты оказания услуги и просто не имеют возможности к снижению цены на торгах. Таким операторам, по факту, нет необходимости в сговоре – он не может повлиять на стоимость услуги, определяемую заказчиком. О важности наличия утвержденных стандартов и других механизмов (которые имеются в Ульяновской области), регулирующих сферу социального питания, также высказывались многие эксперты.
Александр Аникеев, Министра образования и науки Калужской области:
«Прежде всего, я хотел бы сказать, что, к сожалению, тех механизмов, которые сейчас регулируют сферу школьного питания, явно недостаточно, и, считаю, что эта сфера должна быть сферой отдельного правового регулирования. Что мы предлагаем? Прежде всего, услуги школьного питания должны быть стандартизированы. Для детского питания, для питания детей в организованных коллективах, будь то школа, детский сад или детские лагеря, должен быть разработан отдельный специальный стандарт в части обеспечения качества безопасности питания, политики финансирования системы питания».