Прокуратура провела проверку по депутатскому запросу и выяснила, что в целом ряде больниц в городе и области массово переводили работников с должности санитаров на другие. При этом в ряде случаев снижался оклад, уменьшался дополнительный отпуск, а самое главное – после перевода люди выбывали из списка работников, в отношении которых действует указ президента о постепенном повышении зарплаты бюджетникам.

Запрос направили в прокуратуру в сентябре: тогда выяснилось, что работники младшего медицинского персонала в Ульяновской области переводились на должность уборщиц. В том числе в ряде учреждений это были санитарки хирургического профиля, которые участвуют в уходе за больными и работают с биологически опасными материалами. Чиновники объясняли это тем, что у работников отсутствовало специальное образование, однако на обучение их никто не отправлял, хотя долгие годы люди трудились на своих должностях.

Коммунисты, направившие запрос, предположили, что таким образом сокращалось количество медработников, которые подпадают под действие указа президента об увеличении зарплаты бюджетникам.

Прокуратура нарушения подтвердила, хотя официально с попыткой отвертеться от майских указов их не связала. Так, выяснилось, что в Городской клинической больнице N21 в апреле этого года 12 человек перевели с должности санитарок на иные. Функциональные обязанности и объем работы у них сохранились, но должностной оклад снизился на тысячу рублей, а положенный дополнительный отпуск сократился с 12 до 7 дней.

Более того, кроме этой больницы – о ней писали коммунисты – аналогичные факты выявлены в 12 учреждениях здравоохранения Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского районов Ульяновска, Барышского, Чердаклинского, Карсунского, Майнского, Новомалыклинского и бурского районов. В итоге были нарушены права 184 работников.

Обнаружила прокуратура нарушения и при сокращении ряда работников в Мулловской, Тиинской, Рязановской, Кузоватовской и Карсунской районных больницах. Там уволенных сотрудников не уведомили об
этом в установленный законом двухмесячный срок.

В итоге прокурор Ульяновской области внес председателю правительства области Александру Смекалину представление о необходимости незамедлительно устранить выявленные нарушения и привлечь к ответственности виновных.

Главное же в этой истории – как раз «финт» с майскими указами. Тут надо напомнить, в чем, собственно, суть указа президента в отношении медработников. Путин в этом году напоминал медикам, что до 2018 года чиновники должны гарантировать повышение средних зарплат врачей до 200 процентов и младшего медперсонала до 100 процентов относительно средних региональных показателей.

Младший медицинский персонал – это сестра-хозяйка, младшая медсестра, медрегистратор, санитар, санитарка, сиделка, няня, дезинфектор.
Уборщиц, на должность которых переводили в медучреждениях санитарок, здесь нет – люди остались за бортом майских указов. С крохотной зарплатой.

Видимо, чиновники таким образом пытаются хоть как-то успеть до выборов втиснуться в отчеты по выполнению майских указов до 2018 года, когда состоятся очередные выборы президента. Пока, по данным Ульяновскстата за первое полугодие, средняя зарплата младшего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения в Ульяновской области составляет 12287 рублей – 55 процентов от средней зарплаты по региону.

Судя по всему, винить главврачей в действиях, которые лишили 184 человек шанса на повышение зарплат, нельзя: исходя из массовости ситуации, указание провести махинации поступило сверху, от властей. Таким образом, возможно, проверка должна была бы закончиться чем-то большим, чем обычное представление председателю правительства.

Об аналогичной ситуации пишут, в частности, челябинские СМИ. В больницах Южного Урала также массово стали переводить санитарок в уборщицы, заставляя подписывать новые договоры. Сестер-хозяек в больницах переводили в кастелянши, регистраторов – в техники. При этом чиновники там тоже юлят – мол, все законно, так как иногда это просто сокращение, иногда санитарки просто не выполняют работу, которую должны выполнять, и в действительности являются уборщицами и т.д. А самый важный аргумент – отсутствие у них необходимого профобучения. Перед переводом провели аттестацию. То есть схема абсолютно аналогичная ульяновской: профобучения не проводили, а аттестацию – провели.

Сергей ГУРЬЯНОВ